Найти тему

Камилавка: традиции и правила ношения

Оглавление

Тема сегодняшнего выпуска так или иначе будет интересна всем священнослужителям, в чьих юрисдикциях практикуется ношение камилавки. В РПЦ и близких по традициям Церквях это, как правило, архиерейская награда. Одновременно это своеобразный признак заслуг или, как минимум, определенной опытности священнослужителя. Награды — это, конечно, приятно и престижно, но кроме того камилавка привносит  и определенные коррективы в богослужебную жизнь, которые мы в данной статье и попытаемся рассмотреть.

Для священника получить камилавку в свою персональную ризницу — не такая уж отдаленная перспектива. Например, по современным правилам РПЦ, это может произойти уже через шесть лет после иерейской хиротонии (через три года наступает очередь набедренника). Для диакона это более длительный срок — не менее 15 лет стажа в диаконстве.

С момента награждения камилавка становится частью уставного облачения, по правилам РПЦ — только фиолетового цвета. Надевается она при совершении богослужения, притом  в ряде случаев — снимается. Во время официальных и торжественных мероприятий  камилавка — это дополнение к рясе. Появление этого головного убора среди элементов богослужебного облачения  не носит случайный характер. Когда же положено надевать и снимать камилавку? Чем в этом отношении руководствоваться?

Очень хорошо, если в вашей юрисдикции или епархии составлено специальное пособие по этой теме. Если его нет, то с епархиальными или местными традициями вас познакомят более опытные собратья. Если же вы предпочитаете опираться на официальные документы и труды, то здесь имеются сложности. Типикон (главы 29, 2 и др.) крайне лаконичен и не охватывает всей полноты темы. Кроме него вам, в лучшем случае, попадутся выдержки из трудов литургистов, которые будут отражать практику первенствующей епархии, допустимых вариантов и авторское осмысление указаний Типикона. Как раз в этом не всегда наблюдается единство.

Малый вход.  В камилавке
Малый вход. В камилавке

Например, Типикон указывает на откровение глав во время Малого входа на литургии и входа с кадилом на вечерне. Есть мнение, что это касается всех в храме, и вход нужно совершать без камилавок. Другие считают, что указание сделано только для неслужащих монахов, присутствующих на службе. На практике же преобладающей традицией является совершение входа в головных уборах. Как компромиссный вариант, священник может снять камилавку при целовании икон на Царских вратах или Евангелия и одеть по возвращении в алтарь. Но чаще всего и этого не происходит.  Объяснить это можно преобладанием элемента торжественности. Вход на вечерне — элемент праздничной службы, не ниже полиелейной. Литургия же — всегда праздник, а Малый вход отражает триумф проповеди Христа. К тому же, за Малым входом на архиерейской литургии практикуется вручение наград, в том числе и камилавок.

Еще один пример. Фрагмент о произнесении ектений из «Известия учительного» иногда трактуется как указание совершать это без головного убора. В таком случае, камилавка как награда для диакона теряет смысл, поскольку ектении — основная составляющая диаконского служения. Возможно, речь идет о недостаточно четкой формулировке или проявившейся несогласованности.

Ектения на литургии. В камилавке
Ектения на литургии. В камилавке

Таким образом, церковная традиция некоторые положения Устава безоговорочно фиксирует (например, Евангелие всегда читается без головного убора); некоторые переосмысливает, корректирует и дополняет, стремясь к благообразию и соблюдению наиболее важных и принципиальных моментов «чина» (1 Кор. 14:40). Практика же может дополнительно применять принцип икономии (снисхождения, иногда, конечно, не совсем оправданного) в зависимости от конкретных условий или ради чего-то более важного. Так, чтобы не вносить суету и не отвлекаться от молитвы, ограничивают лишние манипуляции.

Далее постараемся отразить для вас наиболее общеупотребительные моменты, а ваша епархиальная традиция внесет свои поправки.

Ношение камилавки на литургии

Входные молитвы могут совершаться в головных уборах — скуфии, камилавке. Текст источников дает понять, что этому варианту отдается предпочтение, но при этом предполагается, что священнослужитель приходит в церковь уже в рясе и головном уборе и сразу же читает входные молитвы. Камилавка снимается после тропаря «Милосердия двери...» для целования икон, чтения оставшихся молитв и уже не одевается до начала Литургии. На практике чаще всего на входные молитвы выходят из алтаря и без головных уборов — удобнее совершать земные поклоны перед престолом со свободными руками, особенно с возрастом.

Проскомидия совершается с открытой головой, ввиду глубокого молитвенного характера этого действа. Если в епархии благословляется вынимание частиц накануне литургии на вечерних службах, то и оно производится без камилавки.

Проскомидия. Без камилавок
Проскомидия. Без камилавок

Литургия. Камилавка надевается перед молитвами «Царю Небесный...« и «Слава в вышних Богу...» В таком виде, с покрытою головою, священнослужители совершают литургию до чтения Евангелия (практика Малого входа описана выше). Далее иерей стоит с покрытою головою до Херувимской песни, точнее — до чтения молитвы «Никтоже достоин…», а диакон — до начала  каждения. С этого времени уже не надевают головного убора во все продолжение литургии до возгласа: «Всегда ныне и присно...» и постановления Св. Даров на жертвенник. Возвратившись к престолу, когда на клиросе поют: «Да исполнятся уста наша...», священник складывает антиминс и илитон, снова надевает камилавку, с покрытой головою читает заамвонную молитву и оканчивает литургию.

-5

ПОДАТЬ ЗАПИСКУ В СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Ношение камилавки диаконом

О том, как поступать диакону, источники умалчивают (теоретически — по аналогии), но обычно на ектению «Прости, приимше» диаконы выходят без камилавки — в этот момент не так много времени, чтобы спокойно одеть камилавку и выйти на амвон. Стоять на заамвонной молитве с покрытой головой непривычно, а для последующего благословения на потребление Даров голова должна быть непокрытой. Святые Дары потребляют также без головного убора.

Чтение Евангелия на литургии. Камилавка снята, ее  держат в руках
Чтение Евангелия на литургии. Камилавка снята, ее держат в руках

Литургия Преждеосвященных Даров

Один из источников предлагает следующую схему. Входные молитвы — по аналогии с полной литургией. Камилавки надевают перед началом литургии, снимают для перенесения Святых Даров с престола на жертвенник.  Головы остаются непокрытыми до сугубой ектении, потом священнослужители снова стоят с покрытой головой до начала пения: «Ныне силы небесныя...», после чего головы остаются непокрытыми до пения: «Да исполнятся уста наша...» как и на обыкновенной литургии. В схеме не отражен момент с земными поклонами на антифонах 18-й кафизмы (поклоны определенно плохо сочетаются с камилавкой) и вход с кадилом — если следовать аналогии, то и он совершается в камилавках. После входа на пение «Да исправится молитва моя…» их  снимают до сугубой ектении.

На практике, поскольку служба изобилует земными поклонами и специфическими священнодействиями, имеет глубоко покаянный характер, священство зачастую предпочитает пренебречь камилавкой ради большей сосредоточенности на важных моментах службы. Особенно это касается соборных служб — чем больше сослужащих, тем больше «шапочной» суеты в алтаре.

Вечерня, утреня и другие службы

Не принято, как и при чтении Евангелия, стоять с покрытою головою:

-   На всенощном бдении на литии при чтении молитвы «Владыко Многомилостиве…».

-   На каждении на «Честнейшую Херувим» или заменяющем песнопении.

- При чтении всяких молитв — светильничных, во время Шестопсалмия, молитв на молебнах и других молитвословиях, например, освящении воды. И эти обычаи священниками наблюдаются не только когда они сами совершают богослужение, но и когда присутствуют при совершении его. На практике исключение делают для кратких молитв на антифонах литургии, для главопреклонных молитв на вечерне и утрене.

Всенощное бдение. Молитва на освящение хлебов. Без головных уборов
Всенощное бдение. Молитва на освящение хлебов. Без головных уборов

Диакон, перед тем, как выносить Евангелие на полиелее, оставляет камилавку в алтаре, одевает по возвращении, а в воскресный день, когда Евангелие оставляется на аналое в центре храма, потребуется помощь пономаря, чтобы вынести головной убор из алтаря во храм.

Считается местной традицией обнажать голову на Великое славословие, но, на мой взгляд, она достойна подражания. Это песнопение ничем не уступает по значимости песнопения «Честнейшую Херувим».

Камилавка обязательно одевается для встречи архиерея и, как минимум, на официальные церковные собрания.

Собрание Минской епархии. Священники в камилавках
Собрание Минской епархии. Священники в камилавках

Таковы основные моменты, связанные с ношением камилавки. Как уже было отмечено, в конкретной епархии могут быть те или иные отличия, а само отношение к вопросу — как либеральным, так и достаточно ригористичным. Тех же собратьев, кто имеет обыкновение переживать за возможные богослужебные ошибки, связанные с камилавкой, пусть утешит и ободрит мысль о том, что и обнажение головы, и ношение уставного головного убора имеют общую символику смирения, спасительного для человека. И главное, чтобы внешнее действие соответствовало внутренней добродетели.

-9

КАТАЛОГ ИЗДЕЛИЙ СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКОГО МОНАСТЫРЯ

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ, ЧТОБЫ ПОЛУЧАТЬ ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ О ПРАВОСЛАВИИ!