Найти тему

Как экспонаты попадают в музей. Коллекция Г.А. Покровского. Часть 2.

Декоративно-прикладное искусство в собрании Г.А. Покровского было представлено лучшими образцами русской меднолитой мелкой пластики, эмали, лицевого шитья, произведениями золотых и серебряных дел мастеров. Большую ценность представляет точно датированный предмет, ставший самым ранним памятником из коллекции финифти Музея имени Андрея Рублева. Это складень, исполненный в 1729 году, который принадлежал, согласно владельческой надписи, И.М. Головину.

РАСПЯТИЕ ХРИСТОВО, С ИЗБРАННЫМИ СВЯТЫМИ. Складень четырехстворчатый. 1729 год.
Живописная эмаль на золотой основе; серебро, гравировка, золочение. 17,5 × 5,9 × 1,2 (в раскрытом виде). Собрание Музея имени Андрея Рублева
РАСПЯТИЕ ХРИСТОВО, С ИЗБРАННЫМИ СВЯТЫМИ. Складень четырехстворчатый. 1729 год. Живописная эмаль на золотой основе; серебро, гравировка, золочение. 17,5 × 5,9 × 1,2 (в раскрытом виде). Собрание Музея имени Андрея Рублева

Иван Михайлович Головин (1680–1737), представитель одного из знатнейших боярских родов, был сподвижником царя Петра I, участвовал в Азовских походах, в баталиях Северной войны. В битве при Гангуте командовал кораблями галерного флота; сопровождал царя в Персидском походе. Уже после смерти государя в 1725 году он был награжден орденом святого Александра Невского, произведен в вице-адмиралы и назначен генералом-кригскомиссаром флота. Вот почему в гравированной надписи на обороте складня он называет себя "кавалером", имея в виду кавалерство учрежденного в том же году ордена святого Александра Невского. При подобном образе жизни, связанном с путешествиями и постоянной опасностью, И.М. Головин, несомненно, имел потребность в личной молитве. В отличие от деревянной живописной иконы компактный эмалевый складень не боялся влажности, неизбежной на море. Выбор эмали для изготовления моленного образа в то время являлся большой редкостью.

Владельческая надпись на оборотной стороне складня.
Владельческая надпись на оборотной стороне складня.

Складень, выполненный в редкой технике живописной эмали по золоту, - подлинный шедевр русского эмальерного искусства. В центре на черном фоне представлено "Распятие Христово" со сложными ракурсами предстоящих, характерными для искусства барокко. На других створках представлены московские митрополиты и избранные святые, которых владелец, вероятно, считал покровителями себя и своих близких. Это, например, ангел-хранитель со святым Иоанном Предтечей, небесным покровителем И.М. Головина, и преподобный Александр Свирский, возможно, тезоименитый его сыну Александру.

Среди других шедевров прикладного искусства из собрании Г.А. Покровского - памятники лицевого шитья. Созданная в XVI столетии шитая пелена «Введение Пресвятой Богородицы во храм» была поновлена в начале XX века, что нисколько не умаляет ее художественных достоинств. В 2017 году пелена, которая имела обветшавшие края и посеченные шелковые нити, была отреставрирована в реставрационной мастерской музея С.М. Корольковой.

ПЕЛЕНА «ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ». Середина – вторая половина XVI века (поновление начала XX века). Новгород (?) Холст, золотные и шелковые нити, шитье. 35,7 × 39 см. Собрание Музея имени Андрея Рублева
ПЕЛЕНА «ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ». Середина – вторая половина XVI века (поновление начала XX века). Новгород (?) Холст, золотные и шелковые нити, шитье. 35,7 × 39 см. Собрание Музея имени Андрея Рублева

Редкостью является шитая икона «Царевич Димитрий, со сценами жития», связанная, по-видимому, с одним из женских монастырей Углича. Она воспроизводит местные иконописные образцы XVIII столетия. В нижней части пелены подробно представлены обстоятельства кончины младшего сына Ивана Грозного царевича Димитрия (1582-1591). По наиболее популярной версии, нашедшей отражение в памятниках искусства, смерть царевича наступила 15 мая 1591 года в результате умышленного убийства. Слева от царевича представлены сцены выхода на его прогулку, убийства и оплакивания тела, справа убийцы пыта­ются сломать двери на колокольню, где звонарь звонит в колокола, чтобы собирать людей, и гибель убийц, забитых угличанами.

БЛАГОВЕРНЫЙ ЦАРЕВИЧ ДИМИТРИЙ МОСКОВСКИЙ И УГЛИЧСКИЙ, СО СЦЕНАМИ УБИЕНИЯ Первая треть XIX века. Ткань, шелковые и золотные нити, шитье. 132,5 × 125 см
Из коллекции Г.А. и М.А. Покровских. Собрание Музея имени Андрея Рублева
БЛАГОВЕРНЫЙ ЦАРЕВИЧ ДИМИТРИЙ МОСКОВСКИЙ И УГЛИЧСКИЙ, СО СЦЕНАМИ УБИЕНИЯ Первая треть XIX века. Ткань, шелковые и золотные нити, шитье. 132,5 × 125 см Из коллекции Г.А. и М.А. Покровских. Собрание Музея имени Андрея Рублева

О памятниках иконописи XVII - начала XX века из собрания Г.А. Покровского, переданных его вдовой М.А. Покровской в музей имени Андрея Рублева, мы расскажем в следующей части.

Оставайтесь с нами и подписывайтесь на наш канал, посвященный истории музейных экспонатов!

Как экспонаты попадают в музей. Коллекция Г.А. Покровского. Часть 1.

Реликвия рода Годуновых. Шедевр из собрания Г.А. Покровского