Что важнее: порядок в комнате или психологическое состояние ребёнка?
Школа кардинально меняет уклад жизни всей семьи.
В жизни ребёнка появляется значимое «надо» и большое «должен». Учение постепенно становится основным видом деятельности. Подчинение расписанию заставляет проявлять волю и самоконтроль. Нахождение в большой группе детей, где каждый сам за себя, вызывает эмоциональное напряжение.
Первоклассник в течение первого года обучения испытывает сильный стресс и проживает значительные внутренние перестройки. Неудивительно, что в этот период ему становится сложно следить за порядком в комнате, даже если раньше он хорошо умел это делать.
В этот важный период семья становится для ребёнка тылом, куда он возвращается из школы, как с поля сражения, чтобы перевести дух, осознать себя и набраться сил. Очень важно, чтобы родители обеспечивали ему комфорт и безопасность дома.
Значит ли это, что ребёнка нужно освободить от домашних обязанностей?
Конечно, нет!
Но вам нужно учитывать 3 вещи:
- Изменение отношения ребёнка к порядку вызвано не ленью или сопротивлением, а сменой жизненных обстоятельств.
- От вас ребёнок ждёт понимания и поддержки.
- Правильное приучение к порядку сейчас важно и будет способствовать его успешности в школе и нормализации психологического состояния.
Что делать практически:
- Важно! Общаясь с ребёнком на тему порядка, сохраняйте принимающую и поддерживающую позицию. Не ругайте, не критикуйте.
- Организуйте пространство школьника вместе с ребёнком: стол, тумбочка для принадлежностей, полки для учебников, расписание уроков. Так в комнате наряду с игрушками появится «уголок учения», находясь в котором ребёнок будет комфортно ощущать себя в роли ученика. Не делайте его слишком «строгим». Пусть ребёнок украсит своё пространство, как ему хочется.
- Поговорите с ребёнком о том, что порядок на рабочем месте помогает наладить порядок в голове. Если у вас есть своё рабочее место, покажите ребёнку, как у вас там всё устроено и почему. Дети лучше воспринимают образы. Можно подобрать картинки по теме и обсудить их. Так вы создаёте у ребёнка в голове образ порядка и вносите смысл в происходящее.
- Вместе с ребёнком создайте образ порядка на его рабочем месте, сфотографируйте и распечатайте фотографию. Повесьте фото на видное место как образец, глядя на который ребёнок будет наводить порядок на столе. Это важно, потому что у детей нет абстрактного понимания чистоты. Оно у них связано с действием (я подметал), а не с результатом (пол чистый). Поэтому «фото порядка» снимет напряжение у ребёнка и позволит Вам избежать конфликта из-за различий в понимании чистоты.
- Самое главное вы сделали. Теперь регулярно мягко напоминайте ребёнку о необходимости поддерживать порядок, помогайте, если он по какой-то причине не справляется. Обсуждайте неудачи, хвалите и поощряйте за успехи.
Помните, что порядок в комнате – не самоцель. Главное – добрые отношения, принятие, доверие и любовь.😉