Найти в Дзене

Церковная реформа сер. XVII в. и судьба патриарха Никона

Набожный царь Алексей Михайлович хотел сделать Москву центром вселенского православия (Московское царство к тому времени оставалось единственным независимым православным государством мира). Он считал себя наследником византийских императоров и даже планировал освободить Константинополь от османского ига. Его стремление находило благожелательную поддержку со стороны восточных иерархов, которые часто приезжали в Москву за пожертвованиями и воспринимались в России как наследники древней Византийской православной традиции. Постепенно сформировалась прогреческая партия во главе с царем, которая решила провести церковную реформу по исправлению русской богослужебной литературы на основе греческих оригиналов, т.к. оказалось, что есть существенные расхождении в обрядах (были случаи, что в греческих монастырях сжигали московские богослужебные книги, считая их еретическими!). В 1654 г. по решению Переяславской рады Малороссия перешла под руку Москвы, которая до этого многие годы входила в Конста

Набожный царь Алексей Михайлович хотел сделать Москву центром вселенского православия (Московское царство к тому времени оставалось единственным независимым православным государством мира). Он считал себя наследником византийских императоров и даже планировал освободить Константинополь от османского ига. Его стремление находило благожелательную поддержку со стороны восточных иерархов, которые часто приезжали в Москву за пожертвованиями и воспринимались в России как наследники древней Византийской православной традиции. Постепенно сформировалась прогреческая партия во главе с царем, которая решила провести церковную реформу по исправлению русской богослужебной литературы на основе греческих оригиналов, т.к. оказалось, что есть существенные расхождении в обрядах (были случаи, что в греческих монастырях сжигали московские богослужебные книги, считая их еретическими!).

Царь Алексей Михайлович 1645-1676 гг.
Царь Алексей Михайлович 1645-1676 гг.

В 1654 г. по решению Переяславской рады Малороссия перешла под руку Москвы, которая до этого многие годы входила в Константинопольский патриархат и оказалось, что церковно-обрядовая жизнь малороссов также существенно отличалась от московской. По этой причине также было необходимо провести исправления богослужебной литературы для того, чтобы с малороссами не было конфликтов на религиозной почве.

Переяславская рада. Худ. М.И. Хмелько 1951г.
Переяславская рада. Худ. М.И. Хмелько 1951г.

Казалось бы, странное решение - Малороссия просится под покровительство, а книги исправляет Россия. Почему не наоборот? В сер. XVII в. в Московском государстве не было ни одного высшего учебного заведения (первая Славяно-греко-латинская академия откроется только в 1687 г.), и русское духовенство основное внимание уделяло вопросам обрядовости, а не богословской догматики, для изучения которой необходимо систематическое богословское образование. Отсутствие такого образования заведомо ставило в проигрышную позицию русское духовенство в религиозных диспутах с католиками и протестантами. Ближайшим высшим православным учебным заведением была Киево-Могилянская академия (открыта в 1632 г.), откуда и стали браться профессиональные кадры для проведения книжной справы (монахи Епифаний Славинецкий, Арсений Сатановский, Дамаскин Птицкий). Их задача состояла в том, чтобы заново перевести с греческого богослужебные книги и уточнить трактовки, т.е. ввести единообразие, при этом все догматы православия оставались прежними!

В 1652г. Никон стал патриархом и с одобрения царя возглавил проведение церковной реформы, которая заключалась в следующем: произошло редактирование Священного Писания, богослужебных книг (незначительно изменился славянский перевод "Символа веры", Исус стал писаться Иисус и др.); исправить некоторые церковные обряды (устранить многоголосие (хор пел псалмы одновременно с чтением молитвы для сокращения времени службы, невозможно было что-то разобрать), крестный ход стал осуществляться против солнца и др.); креститься тремя перстами, двумя было признано ошибочным; объявлялась борьба с пороками (пьянство, нарушение обрядов и др.) и повышение уровня богословского образования духовенства.

Патриарх Московский и всея Руси Никон (1652-1666 гг.)
Патриарх Московский и всея Руси Никон (1652-1666 гг.)

В 1653 г. Никон разослал «память» по всем церквям с указанием нововведений. Церковный собор 1654 г. одобрил все изменения.

Своих оппонентов протопопа Аввакума, Неронова и др. Никон отправлял в ссылки. Они же яростно с ним дискутировали, традиционно апеллируя к "доброму" царю, но тот устранился от богословских споров и вскоре стал для оппонентов Никона врагом.

Путешествие Аввакума по Сибири. Худ. С. Д. Милорадович 1898 г.
Путешествие Аввакума по Сибири. Худ. С. Д. Милорадович 1898 г.

Церковный собор 1656 г. отлучил от церкви всех сторонников старых обрядов (их стали называть старообрядцы/староверы), что привело к расколу в Русской православной церкви. Идеологом старообрядцев стал протопоп Аввакум, который еще в недавнем прошлом был другом Никона и участником влиятельного кружка "ревнителей древнего благочестия" во главе с царем.

Никон стремился к признанию церковной власти выше светской, хотел стать как патриарх Филарет, но в отличие от него был выходцем из крестьян. Во время отлучек царя (на Русско-польскую войну 1654-1667 гг.) Никон фактически становился главой государства. Алексей Михайлович доверял патриарху управлять страной и руководить всеми правительственными делами. Однако непомерная гордыня Никона, упоение властью и его вспыльчивый характер привели к конфликту с боярской Думой (часто Никон повелевал боярами и даже оскорблял их). Вскоре выходки патриарха настроили против него самого царя, который перестал посещать службы патриарха.

В 1658 г. патриарх по сути оставляет свою кафедру и уезжает в Новоиерусалимский монастырь. План заключался в следующем, Никон думал, что церковные иерархи и сам царь оставшись без главы церкви пойдут к нему на поклон.

Новоиерусалимский монастырь основанный патриархом Никоном в 1656 г.
Новоиерусалимский монастырь основанный патриархом Никоном в 1656 г.

Однако этого не случилось, занятое кровопролитной Русско-польской войной государство закрывало глаза на отсутствие патриарха фактически на протяжении 10 лет. В итоге Церковный собор 1666 -1667 гг., на котором присутствовали Александрийский и Антиохийский патриархи, сделал Никона простым монахом и отправил в ссылку, где в 1681 г. он скончался.

Суд над патриархом Никоном. Худ. С. Д. Милорадович 1885 г.
Суд над патриархом Никоном. Худ. С. Д. Милорадович 1885 г.

Этот же собор проклял всех староверов, сторонников Аввакума отправляли в ссылки и казнили, его самого сожгли в 1682 г. (в старообрядческой церкви Аввакум почитается как священномученик и исповедник).

Сожжение протопопа Аввакума. Худ. Пётр Мясоедов 1897 г.
Сожжение протопопа Аввакума. Худ. Пётр Мясоедов 1897 г.

Староверов поддерживали некоторые представители знати: боярыня Морозова, ее сестра кн. Урусова (умершие от пыток в тюрьме), кн. Хованский. Много было раскольников среди купцов и казаков.

Боярыня Морозова. Худ. Суриков В.И.
Боярыня Морозова. Худ. Суриков В.И.

Апогеем раскола XVII в. стало сопротивление монахов во время Соловецкого восстания 1668-1676 гг. Из-за отказа монастыря признать "никоновские новины" центральная власть в 1667 г. приняла строгие меры, распорядилось конфисковать все вотчины и имущество монастыря. Годом позже на Соловки прибыли царские полки и приступили к осаде монастыря. Поморские жители всячески помогали прославленной обители и только предательство монаха перебежчика, показавшего потайной ход, позволило царским войскам подавить сопротивление.

«Чёрный собор» Монахи Соловецкого монастыря зачитывают исправленные богослужебные книги. Худ. Милорадович С.Д. 1885г
«Чёрный собор» Монахи Соловецкого монастыря зачитывают исправленные богослужебные книги. Худ. Милорадович С.Д. 1885г

В итоге гонения на раскольников усилились, а сами староверы устраивали массовые голодовки со смертельным исходом и так называемые «гари» (самосожжения), чтобы не попасть в руки "власти антихриста" (т.е. Московского царства) и не загубить бессмертную душу.

Таким образом реформа позволила провести: унификацию богослужения, иконописи и богослужебных текстов; произошла централизация РПЦ и усиление контроля за деятельностью духовных лиц и верующих; продолжилось развитие богословского образования. Однако церковная реформа привела к расколу русского общества и по сути к латентной религиозной войне на протяжении веков (Восстание Степана Разина, Пугачевское восстание и даже Революция 1905-1907 гг., где прослеживается ощутимый элемент старообрядчества), с большим количеством жертв тяжело поддающихся учету за отсутствием необходимого массива источников.

Школьный историк Виктор Тришкин👨‍🏫