Найти тему

Связь Небесной и земной литургии

Оглавление

Многие из нас не первый год регулярно посещают Божественную литургию, знают ход богослужения и многократно проживали опыт причащения Святых Христовых Таин. Но осознаем ли мы тесную связь Неба и Земли в момент богослужения – то, что вместе с нами на литургии молятся все жители Царствия Небесного? Если углубиться в христианское представление о Небесной Литургии, можно по-новому открыть для себя богослужение. О многом рассказывают литургические образы, оживающие на стенах православных храмов. Рассмотрим, что повествует об этом Священное Писание и неканоническое сказание.

Определение Небесной Литургии

Понятие Небесная Литургия в Православии может иметь несколько значений. В широком смысле под Небесной Литургией подразумевается учение о том, что Небесные силы, состоящие из ангелов и святых, непрестанно служат Богу, возносят молитвы и славословят Его, то есть совершают богослужение. В более узком смысле Небесная Литургия выступает как богословская догма о том, что в совершении Божественной Литургии участвует как Земная, так и Небесная Церковь. И в продолжение приведенных положений Небесной Литургией принято именовать сюжеты фресковой живописи, изображающие  те или иные моменты богослужения в Небесной Церкви. В настоящей статье мы коснемся всех этих понятий.

Откровение Иоанна Богослова

В Священном Писании известно немного людей, которые при жизни сподобились видения Небесных обителей, Престола Божия и Небесного богослужения. В Ветхом Завете среди них были некоторые пророки: Даниил (Дан. 7: 9–10), Захария (Зах. 1: 1–6), Иезекииль (Иез. 1: 26–28), Исаия (Ис. 6: 1–7). В Новом Завете известно об апостолах Павле (2 Кор. 12: 2–4) и Иоанне Богослове (Откр. 4–7). Эти видения дополняют друг друга и своей схожестью доказывают истинность описанного святыми.

Наиболее полное отражение Небесной Литургии содержится в Откровении Иоанна Богослова. В нем запечатлены описания устроения Небесного Храма и богослужения, в которых угадываются параллели с Земной Церковью. Приведем несколько ярких образов из этого богодухновенного  произведения.

-2

В видении перед Иоанном Богословом отворились двери, он вошел в них и увидел Сидящего на престоле. Мы угадываем в этих образах небесное отражение Царских врат, престола и седалища архиерея – неотъемлемых элементов алтаря храмов (Откр. 4: 1–2). Также апостол видел семь светильников огненных, которые горели пред престолом и являлись семью духами Божиими (Откр. 4: 5). Эти светильники в алтаре символизирует семисвечник. В ином видении Ангел кадил золотой кадильницей пред жертвенником, который стоял пред престолом, и фимиам – суть молитвы святых – возносился пред Богом (Откр. 8: 3, 4). И вновь знакомый нам образ – каждение в храме, которое как бы возносит молитвы верующих к Престолу Божию.

Под жертвенником Иоанн видел души мучеников, «убиенных за слово Божие и за свидетельство» (Откр. 6: 9). Традиция полагать под престол в алтаре мощи мучеников существовала уже в ранней Церкви и сохранилась до наших дней.

24 старца вокруг престола, облаченных в белые одежды и имеющих на головах золотые венцы (Откр. 4: 5) мы понимаем как 12 патриархов Ветхого Завета и 12 апостолов Нового Завета. В Земной Церкви их представляют священнослужители, которые также при совершении Литургии надевают белые подризники. Диаконское служение, как известно,  подобно ангельскому.

-3

В ином видении Иоанн узрел посреди престола Агнца как бы закланного (Откр. 5: 6). И все находящиеся на небе и на земле и всюду возносили славу, честь и благодарение Сидящему на престоле и Агнцу, и 24 старца поклонялись Богу (Откр. 5: 11–14). Это небесное воплощение той евхаристической Жертвы, которую священники приносят в образе хлеба и вина.

Престол и Божественная литургия в наше время
Престол и Божественная литургия в наше время

И последнее описание из Откровения, которое можно отнести к Небесной Литургии – несчетное множество людей от всех колен и народов в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках, которых увидел евангелист молящимися пред престолом и Агнцем. Это все святые и верующие от начала времен, которые «пришли от великой скорби», омыли одежды свои и убелили их Кровию Агнца (Откр. 7: 9–14). По мысли известного своими трудами священника Даниила Сысоева, этот фрагмент показывает нам, верующим Земной Церкви, что не стоит искать легкой жизни, потому что «в раю нераспятых нет» и без терпения скорбей спастись невозможно. Мы спасаемся Крестом, на котором пострадал Господь, «омываем одежды», принимая Крещение и принося покаяние на Исповеди, а убеляем их, принимая Причастие.

-5

ПОДАТЬ ЗАПИСКУ В СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Сказание Анфилога царя о святой литургии

Говоря о Небесной Литургии, следует упомянуть любопытный исторический памятник – апокриф «Сказание царя Анфилога о святой литургии», обнаруженный польско–украинским славистом и филологом Г. Калужняцким (1845–1914) в архивах Свято-Онуфриевского монастыря во Львове. Точная дата написания «Сказания» неизвестна, самые ранние обнаруженные упоминания о нем относятся к XVI веку. Приведем его краткий пересказ.

-6

В апокрифе повествуется история о неком царе-язычнике Анфилоге, который решил навестить брата в Иерусалиме. Когда он пришел в город, в храме Гроба Господня началась Божественная Литургия. Царь пожелал увидеть, как христиане совершают службу, и вошел в храм со своей дружиной. Тогда Господь захотел просветить грешника и показал его очам, как выглядит Литургия с Небес. И увидел Анфилог, как все время богослужения со священником сослужили Силы Небесные, Архангелы и Серафимы, как сияло неземным светом лицо священника, совершавшего литургию, как на святом жертвеннике закалалась не просфора – символ Христа, а Сам Богомладенец и истекла из Него кровь и вода. Наконец на Святые Дары спустился Святой Дух в виде голубя и пришел Господь с 12-ю апостолами и поцеловал Святые Дары и священника. После слов «Приимите, ядите…» и «Пийте от нея вси…» совершилось полное пресуществление Святых Даров. Тогда ангелы сняли с людей грехи и сожгли их.

Когда же по окончании литургии священник преподнес царю просфору, Анфилог отказался взять ее. Он высказал пресвитеру свое негодование и недоумение, как тот мог убить ребенка. Удивленный священник постарался объяснить царю Таинство, происходящее на Божественной литургии, и сказал, что никто прежде не видел такого чуда. Тогда пораженный Анфилог крестился и обратил в христианство своего брата Кликанда. Вместе они стали проповедовать Христа, за что и пострадали до смерти, казненные сарацинами.

Безусловно, это произведение – не каноническое творение и можно с осторожностью относиться к его содержанию. Однако в целом оно не противоречит учению Церкви о связи Земного и Небесного богослужений,  и в житиях святых неоднократно встречаются описания участия ангельских сил в служении литургии.

Визуальное представление Небесной Литургии

Вдохновляясь учением Церкви о Небесной литургии, в том числе Откровением, христиане стремились передать соответствующие образы на стенах и куполах православных храмов, на предметах церковной утвари. Причем Небесная литургия в церковном искусстве отображается разными эпизодами богослужения и сюжетными композициями: процессия Великого Входа, Приготовление Жертвы, Поклонение Жертве, Служба святых отцов и, конечно, Евхаристия.

Согласно литургическим текстам и Константинопольскому Собору 1157 г., Евхаристическая Жертва воспроизводит Крестную Жертву, и в ней участвуют все Лица Святой Троицы. Таким образом, Господь – истинный Священнослужитель на Литургии. Он и приносящий себя в жертву, и принимающий, и закланный Агнец. И поэтому на изображениях Небесной Литургии можно встретить Господа Великого Архиерея в священническом облачении, служащего у престола и преподносящего Причастие апостолам. Так, на уникальном историческом памятнике XIV в. из монастыря Ксиропотам на Афоне на резном артосном панагиаре в арочных обрамлениях вокруг Богоматери изображены ангелы, совершающие Великий вход. И вверху видно, что у престола с двух сторон Христос, благословляет и принимает Святые Дары.

-7

В монументальной живописи хорошим примером выступает роспись купола церкви Архангела Михаила в Леснове, где на нижнем ярусе изображен Христос Великий Архиерей, совершающий литургию у престола с сосудами и Евангелием, а над ним – композиция «Евхаристия».

-8

Фрески «Причащение апостолов» и «Христос Великий Архиерей».

Лесновский монастырь, Македония,  1340- е гг.

«Небесная Литургия». Фреска церкви свт. Николая. Монастырь Ставроникита. Афон. 1546 г.
«Небесная Литургия». Фреска церкви свт. Николая. Монастырь Ставроникита. Афон. 1546 г.

Более древнее изображение Причащения святых апостолов отражено в мозаике Софийского Собора в Киеве. Здесь также видно, что Христос вместо священника преподносит апостолам Дары, и у престола стоят сослужащие Ему ангелы в диаконских одеждах.

-10

Мозаика «Евхаристия». Софийский Собор. Киев. XI в.

К слову, фрески с Христом, преподающим Причастие, получили очень широкое распространение в монументальной живописи православных храмов.

-11

«Причащение Апостолов». Фреска монастыря Дечаны, Сербия, XIV в.

Изображение Ангелов в качестве диаконов опирается на Откровение Иоанна Богослова. А иллюстрации Великого Входа являются воплощением слов Херувимской песни, которые поются во время шествия священников, уподобленных херувимам, с евхаристическими Дарами от жертвенника к престолу алтаря. Также основанием является песнопение Литургии Преждеосвященных Даров «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат…». Яркими древними памятниками подобных композиций являются фрески сербских церквей монастырей Дечаны и Грачаница XIV века. На дечанской композиции фигуры ангелов в диаконских и священнических ризах двигаются по кругу от престола вновь к престолу, осеняемому двумя серафимами. На грачаницкой же – ангелы в диаконских одеждах несут Дары к престолу, еще один – встречает их с кадилом.

-12

«Великий вход». Под куполом церкви  Вознесения монастыря Дечаны, Сербия, oк. 1348 г.

-13

«Небесная литургия. Ангелы–диаконы». Фреска. Церковь монастыря Грачаница. Сербия, 1320 г.

Христос в виде закланного Агнца изображается в сюжетах «Поклонение Жертве» и «Принесение Жертвы». Древние фрески XIII–XIV вв. с такой композицией сохранились в храмах сербских монастырей Грачаница и Студеница. На фресках Грачаницы на западной стороне купола изображен пустой престол под сенью, от которого Ангел несет Дары, на восточной – престол без сени, на котором лежит прикрытый покровцом Младенец. Архангелы поклоняются Христу, а херувим осеняет Его рипидами. На фресках Студеницы уже только ангелы с рипидами осеняют закланного Агнца.

-14

«Небесная Литургия». Церковь Успения Пресвятой Богородицы в монастыре Грачаница. Ок. 1320 г.

-15

Фреска за Престолом «Поклонение Жертве». Монастырь Студеница, Сербия. XIII–XIV вв.

Пересекаются с этим сюжетом некоторые варианты композиции «Служба святых отцов». Так, например, святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста (двух составителей литургий) часто изображают со свитками в руках у престола, на котором лежит закланный Агнец. Им сослужат ангелы и херувимы, осеняющие Агнца рипидами.
Пересекаются с этим сюжетом некоторые варианты композиции «Служба святых отцов». Так, например, святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста (двух составителей литургий) часто изображают со свитками в руках у престола, на котором лежит закланный Агнец. Им сослужат ангелы и херувимы, осеняющие Агнца рипидами.

Вышивка на воздухе «Служба святых отцов». Монастырь Хиландар, Афон. XV в.

-17

«Служба святых отцов». Фреска церкви монастыря Дечаны, Сербия. XIV в.

-18

«Служба святых отцов». Монастырь Студеница, Сербия. XIII–XIV вв.

Другой извод иллюстрирования такой композиции представляет собой изображение святых отцов в большем числе, также со свитками, но без престола.
Другой извод иллюстрирования такой композиции представляет собой изображение святых отцов в большем числе, также со свитками, но без престола.

Фрески храма Святых Апостолов. Патриархия г. Печ, Сербия. XIV в.

Мы рассмотрели лишь наиболее примечательные из древних памятников, охватить все вариации изображения сюжетов Небесной Литургии невозможно. Они могут отличаться у разных народов в зависимости от церковных традиций, которые развиваются с течением времени, а также от личного осмысления образов иконописцами.

Однако все изображения «Небесной Литургии» объединяет одна цель – наглядно отразить связь Небесной и Земной Церквей в Божественной Литургии, как она утверждалась в толкованиях у святых отцов. Так, прп. Максим Исповедник пишет, что Слово Божие через Крестные страдания даровало человеку равночестность с ангелами и  «...при раздаянии божественных даров Оно устроило одно [общее] торжество для земных и небесных сил, когда человеческое естество, имея одну и ту же волю с горними силами, вместе с ними ликующе воспевало славу Божию».

В завершение статьи вспомним одну мысль из книги «Святитель Феофан Затворник и его учение о спасении». Церковь Небесная — это плод Церкви Земной, которая духовно рождает и совершенствует своих чад  дарованными и установленными Богом средствами, подготавливает их к вечному пребыванию в Иерусалиме небесном, сиянию победной славой на небе. «Храм Богу, окончательный, строится на небе, а кирпичи и прочее готовится на земле, в Святой Церкви», «Здание еще не окончено; кончится в конце концов», — пишет свт. Феофан.

И потому нам стоит постоянно трудиться над тем, чтобы все глубже понимать происходящее на богослужении в храме. И всякий раз, вспоминая откровения и параллели с Небесной Литургией, исполняться истинного страха Божия, благоговения перед святыней и трепета, приступая к Таинствам Церкви.

-20

КАТАЛОГ ИЗДЕЛИЙ СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКОГО МОНАСТЫРЯ

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ, ЧТОБЫ ПОЛУЧАТЬ ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ О ПРАВОСЛАВИИ