Найти в Дзене
E1nher1

Гайд по психологической безопасности в онлайн-играх и интернете от практикующего психолога

На западе, сколько бы он не загнивал, это проблема куда более исследована, чем на постсоветском пространстве.
На западе, сколько бы он не загнивал, это проблема куда более исследована, чем на постсоветском пространстве.

Итак, как странно бы это не звучало, но идея написания подобного рода гайда возникла у меня прямо во время одной из игровых сессий в PUBG. Я активно играю с 2003 года, причем мне это не помешало получить степень магистра в психологии, а также еще во время учебы начать собственную консультационную практику.

И только сейчас, спустя 5 лет, вновь начав играть в онлайн-игры (еще в университете перестал играть в онлайн, ушел только в сюжетки), я зашел в PUBG и столкнулся с тем, какое сейчас игровое комьюнити у игры. О токсичности и жестокости игроков можно порассуждать в иной раз, но, скажу, что когда я начинал играть еще 6 лет назад в эту игру, когда она была в раннем доступе и платной, я играл с друзьями. И тогда мы играли на Азии, там не так много в принципе русскоговорящих было. Сейчас же сервер игры менять из меню нельзя, игра стала бесплатной, тебя автоматически определяют на ближайший сервер, а когда все эти факты суммируются, мы получаем в возрастание неадекватности и агрессии коммьюнити. В том числе, соответственно, рост буллинга, газлайтинга и прочего токсичного поведения. На статистику не ссылаюсь, это не научное исследование, а лишь умозаключения, полученные путем анализа и гипотетических предположений.

(Но если кто-то сейчас пишет научную работу по данной теме, можете поделиться в комментариях какой-нибудь реальной статистикой, но думаю, что в моих словах многие найдут итак отклик, а если бы я писал научную работу, то в качестве источников использовал бы англоязычные публикации, там эта проблема уже давно во внимании).

Итак, давайте перейдем к некоторым тезисам.

1 Это всего лишь игра.... И тут вспоминается картинка из одной из моих любимых игр:

-2

Суть в том, что давайте определимся, зачем вы идете в эту игру? У вас может быть множество мотивов, например, поиграть с друзьями, или вы коллекционер достижений, или для вас это может быть способом канализирования агрессии... Либо же это своего рода эскапизм - способ выйти из текущей реальности (убежать).

У вас может быть любой мотив, вплоть до каких-то мазохистских наклонностей (когда унижения могут приносить удовольствие). Но самое главное то, что вы приходите в игру, чтобы удовлетворить возникшую потребность. Какого черта чьи-то комментарии, реплики, должны вам навязывать чувство вины? Это не их дело. Просто если начать с того, что вы будете держать в голове то, зачем вы приходите в эту игру? Или даже сейчас, попробуйте отрефлексировать этот вопрос...

Суть в том, что в игровой форме вы как бы априори не наносите вред другому, например, все это понарошку - как говорили в детстве. Отсюда следует, что чем бы вы не занимались в игре, вы никому реально не вредите. Да, существуют своды правил игры, но это не дает право другому вас как-то задевать. Если вы портите игру - окей, вас могут просто исключить, это не так обидно, что бы вы не делали, но читать морали или ссыпать оскорблениями - это проблемы конкретного игрока, которому что-то не нравится, но это не ваша проблема.

Из этого же пункта следуют выходящие тезисы.

2 Отключайте чат, голосовой чат, все каналы и так далее.

Если вы "сгораете" от комментариев, сообщений и так далее - отключайте войс-чат, чат и прочее. Другой момент, а если вы это до сих пор не сделали (но, допустим, знали о такой возможности), быть может здесь будет какая-то бессознательная причина? Хотите разобраться?

Но тут смотрите сами - если это командная игра, то, наверное, лучше изначально выбирать команду из тех, с кем вам будет приятно действовать сообща. Если вы "одиночка", то зачем вам чат в игре? Это их проблемы - вы играете сами по себе. Но никакое убеждение не сравнимо с отключением чата по эффективности борьбы с критикой.

3 Ограничьте сообщения в свой профиль.

Тут, думаю, все понятно - аргументы те же.

4 Настройте приватность профиля под себя.

Большинство сервисов позволяют это сделать.

5 Если вы выкладываете творчество для себя, скрины, гайды, видео - отключайте возможность оставлять комментарии.

Соответственно, если вы это делаете для публичности - можете попробовать настроить фильтры

6 Подумайте, быть может, вашу основную потребность можно реализовать и в другой игре? Или, возможно, что вообще в другой сфере?

7 Играйте с друзьями!

8 Отключите комментирование своего профиля.

Актуально для Steam.

9 Создавайте альтер-эго!

А если комментируют не вас, а вашу роль и вашего персонажа? Допустим, вы отыгрываете (неожиданно), такого серого кардинала, который в случае чего может и своего тиммейта подставить? Почему бы и нет? Когда кто-то это будет осуждать, осуждаемой будет ваш альтер-эго, но не вы! Вы вообще можете создать себе еще одни какой-нибудь аккаунт и на нем удовлетворять себя в играх иначе. Вы же понимаете при этом, что вы за этим и приходите в игру? Отделяйте мух от котлет - эта метафора может означать не только разделения вашего Я в реальной жизни и Я, который в игре, но и игрового Я, который, допустим, дружелюбный игрок, и игрового Я, который может быть, например, трикстерром некоторым.

10 Ориентируйтесь на игры с менее токсичным коммьюнити

11 Обращайте внимание на то, что чем больше соревновательности в игре, тем больше к вам может быть применено психологического насилия!

Здесь уместно сравнение из жизненного опыта. Я могу привести в пример, опять же, несколько игр. Батлфилд, PUBG и дота. Здесь соревновательность и, соответственно, агрессивность, будет расти от игры к игре. Не стоит забывать, что спорт в свое время стал альтернативой войны, а соревновательность включает в себя сравнение - то есть, это вещи, которые априори включают в себя ранги/иерархию, что уже есть насилие.

Так в сообществе батлы нет никакой командности - играют люди для себя. Да, в игре есть повестка и так далее, но факт в том, что у EA одни из самых добрых игр, кто бы что не говорил. Даже для коммуникации DICE сделали удобное колесо, вам не надо ничего писать в чат, благодарность или какой-то запрос помощи - все это доступно на кнопках.

В PUBG соревновательность может быть на уровне королевской битвы, где каждый сам за себя. Как голодные игры. Дизморалить вас могут, но в редких случаях.

Сообщество Dota 2 наиболее токсичное (как и у любой киберспортивной бесплатной игры). Здесь разжевывание, думаю, будет лишним.

12 Следите за собой.

12.1 Быть может, если вы все эмоции будете выражать не в игру, а делать тоже самое, но не включать при этом микрофон, то пространство онлайн-игр будет более безопасным?

12.2 Если вы у себя находите какие-либо особенности, то подстраивайте игру под себя, либо же ищите альтернативы. Тут из подсказки скажу только - отрефлексируйте это.

12.3 Обратите внимание на то, кто вы - какие у вас есть положительные качества, ценные для вас, что вам нравится в себя, взрастите собственное Эго!

13. Посещайте психотерапию или найдите себе психолога.