На самом деле этот небольшой сквер на пересечении улиц Назарбаева и Петербургской, у выхода из станции метро Суконная слобода, официально называется «Аллея славы работников городского электрического транспорта Казани, погибших в годы ВОВ». Но, сами понимаете, столь длинные названия мало кто использует. Казанцы называют это место просто «Аллея или музей старых трамваев». Здесь мы сегодня и погуляем.
На данный момент на аллее установлены 4 экспоната:
Первый из них – трамвайный вагон серии Х. Вагоны Х выпускались в 1928-1941 годах на Усть-Катавском и Мытищинском вагоностроительных заводах. И в 1930-1950-е годы представляли собой самый массовый трамвай того времени. Казанский экземпляр проработал на городской линии до 1970-х годов и был специально сохранен.
После вывода из эксплуатации вагон был установлен в качестве памятника в трамвайном депо № 1, а в 2009 году он переехал на Петербургскую улицу, заняв почетное место на аллее.
Следующий экспонат – это Казанская конка. Вагон конки не настоящий, построен в 2000 году, как говорят - репликар. И представляет собой образец конок, которые использовали в Казани в последней четверти 19 века.
Такой вагон мог перевозить до 40 пассажиров. Его тянули по рельсам 1-2 лошади, на разворотах к ним прицепляли еще одну. Основной маршрут Казанской конки соединял Адмиралтейскую слободу и центр Казани.
В центре трамвай разворачивали на том месте, где сейчас находится ТЦ Кольцо. Так что название торгового центра имеет свою глубокую историю.
Второй разворот конка совершала в районе пересечения современных улиц Клары Цеткин и Адмиралтейской. Тот перекресток также сохранил свое историческое название и именуется как «Петрушкин разъезд». Петрушкой звали лошадку, которая как раз и помогала разворачивать конку. На этом месте сейчас установлен памятник – на этот раз лошадке Петрушке.
Экземпляр, представленный на аллее, также является репликатором и сделан на базе снегоочистителя ГС. Из всех трамваев аллеи он единственный, на который можно подняться и сделать фото внутри.
Четвертый экземпляр на аллее – трамвайный вагон «РВЗ-6». Такие трамваи курсировали по городу почти полвека — с 1962 по 2009 год.
В трех трамвайных депо Казани в течение 47 лет эксплуатировался 521 вагон, они курсировали на 23 маршрутах с протяженностью путей 183 километров. На сегодня это последний такой вагон в Казани, остальные были утилизированы.
Бывали на аллее трамваев Казани?
Куда сходить // что посмотреть в Казани расскажу в своём телеграм.