Найти тему

Почему на иконах «Воскресения» и «Сошествия во ад» Спаситель держит в руке знамя?

Оглавление

Сегодня знамя в руке Христа на некоторых православных образах Воскресения не вызывает особых сомнений и вопросов. Такие образы часто встречаются на электронных пасхальных открытках. Спасителя с хоругвью можно также увидеть на фронтонах известных соборов России – Исаакиевского в Санкт-Петербурге и храма Христа Спасителя в Москве – возведенных в 19 в.

Зачастую элемент в руке Иисуса Христа описывается именно как «хоругвь» — церковное знамя со святым образом. Это вызывает закономерный вопрос: какую икону может носить Христос? Нередко на флаге изображается крест. Но неясно, почему такое знамя заменило сам крест? Существуют и иные разночтения: к примеру, что это может быть «лабарум» или «орифламма» (термины, относящиеся к разным культурам и историческим эпохам). Неоднозначность самого элемента на образе затрудняет и понимание его истинного значения.

В данной статье мы попытаемся разобраться, откуда пришла традиция изображать Христа со знаменем, что оно символизирует.

Исторический образ «Воскресения»

Образ «Воскресения» (он же Anastasis — от греч. возрождение, воскрешение) существовал практически с первых веков и к 6 в. полностью сформировался. До 11 в. на иконах Воскресения в руках Христа можно увидеть только крест, свиток или Евангелие. Победа Спасителя над смертью и адом на образах обозначалась без использования какого-либо знамени. Композиционно же они изображали сошествие Христа во ад и освобождение душ праведников и грешников.

Икона. Анастасис (Воскресение). 14 в. Россия
Икона. Анастасис (Воскресение). 14 в. Россия

Первое появление знамени

В 11 в. начинают появляться новые образы западноевропейского христианства: «Сошествие во ад» и «Восстание от Гроба».

Образы Христа, восставшего от Гроба иллюстрировали событие Воскресения как бы с «исторической», земной точки зрения. Отношение православных богословов к ним неоднозначно. Многие считают невозможным при помощи живописного реализма отобразить духовный реализм столь великого события.

Знамя же впервые появляется в руках Спасителя именно на образах «Сошествия во ад». Такие изображения относятся к догмату Апостольского Кредо, которого нет в православном (Никео-Константинопольском) Символе веры. Поэтому в православии подобных образов изначально не было.

Одна из самых ранних иллюстраций «Сошествия» представлена в миниатюре псалтири Тиберия (1054 г.). Правда, здесь знамя развевается над нимбом Христа, в то время как обе Его руки опущены к людям, находящимся в разверстой пасти. Флаг представлен в виде сегмента круга, окруженного «лучами» наподобие солнца.

-3

Одним из первых изображений Христа, держащего знамя, можно назвать миниатюру из псалтири св. Альбана (1145 г.), где Христос, наклонясь к пасти, правую руку протягивает людям в ней, а левой держит крест с голубым флагом.

-4

Оскар Лорке (Oskar Loerke) предположил, что знамя появилось на образе под влиянием гимна церковного писателя и поэта Венанция Фортуната, известного в западной Церкви с 6 в. и почитаемого как святого. Однако почему этот гимн повлиял на изобразительное искусство спустя столько веков, и почему это влияние ограничилось изображением «Сошествия во ад» — остается неясным.

Интересно, что первые памятники, на которых в руках Христа появляется знамя, относятся к Англии и Франции, а в ранних изображениях, к примеру, Италии и Испании эта деталь отсутствует. Это позволяет назвать флаг в руках Спасителя скорее французской орифламмой*. Ведь во всей Европе знамя стало неотъемлемым атрибутом образов «Сошествия» лишь к 14 в.

Христос выводит праведников из ада. Фреска в церкви Санта-Мария-Новелла, Флоренция. 14 в.
Христос выводит праведников из ада. Фреска в церкви Санта-Мария-Новелла, Флоренция. 14 в.

Значение и символизм знамени

Традиционно знамя в руках Христа трактуют как символ победы. Правда, у православного христианина это может вызвать некое недоумение, ведь олицетворением победы над адом и смертью выступает уже Сам воскресший Христос.

Православный искусствовед Светлана Иванова в своей работе пишет, что «основное значение орифламмы связано больше не с победой, а с выступлением в поход, мобилизацией сил для войны. Орифламма использовалась не для обозначения войск, а как сакральный охранный знак и воодушевляющий символ», «сакрально-монархическое значение орифламмы выражалось в том, что она разворачивалась перед войском в лишь тех случаях, когда война велась против врагов христианства или всего королевства и во главе похода стоял сам монарх», «развернуть орифламму мог только король – и это означало его личное участие в войне <...> во главе войска». Появление такого элемента на образе “Сошествия во ад” накладывает на него особый смысл: «Христос изображен в тот момент, когда Он идет войной против врага всего человечества и всего Царствия Небесного – против сатаны. Это не победное изображение, а начало решающей битвы. <...> против всего войска ада Христос выступает в одиночестве, неся знамя монарха». Когда впоследствии знамя появляется и на образе “Восстания от Гроба”, «эти два образа становятся составными частями аллегории священной войны с царством диавола и смерти: началом главного боя под священным знаменем и невредимым с ним возвращением».

Кроме того, присутствие на многих орифламмах знака креста (на полотнище или в самой форме древка) позволяет интерпретировать его и как сам крест, только представленный в ином виде, который соответствовал той исторической эпохе и культуре.

-6

ПОДАТЬ ЗАПИСКУ В СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Переход знамени в образ «Воскресения Христова»

В какой-то момент в западном искусстве происходит некое смешение образов, иллюстрирующих сошествие Христа во ад и восстание Его от гроба. В результате флаг появляется в руках Спасителя на изображениях под общим названием «Воскресение Христово».

Фрагмент. Эль Греко «Воскресение». Конец 16 в.
Фрагмент. Эль Греко «Воскресение». Конец 16 в.
Питер Пауль Рубенс «Воскресение Христа». 1612 г.
Питер Пауль Рубенс «Воскресение Христа». 1612 г.

Примерно в 17 в. традиция изображать Христа со знаменем пришла и на православные русские земли, где получила некоторое распространение в иконописи и храмовой архитектуре.

Икона. Воскресение Христово. 18 в. Россия
Икона. Воскресение Христово. 18 в. Россия
Икона. Воскресение Христово. 19 в. Россия
Икона. Воскресение Христово. 19 в. Россия
Фронтон храма Христа Спасителя. Москва. 19 в.
Фронтон храма Христа Спасителя. Москва. 19 в.

Проследив исторические корни знамени в руках Спасителя и узнав больше о его символизме, можно отметить следующее. Несмотря на то, что этот элемент появился на образах Воскресения благодаря западноевропейскому христианству и искусству, при истолковании его как орифламмы с ее историческим значением, он не противоречит православному учению. И все же нет у элемента знамени ни древних корней в истории восточного христианства, ни святоотеческих обоснований. И, возможно, по этой причине в современной православной иконографии Праздника Воскресения знамя практически не встречается. Как правило, Спаситель изображается без каких-либо предметов в руках либо держит крест. Это свидетельствует о возвращении русской иконографии последнего времени к истокам образов Воскресения Христова.

Писаная икона Свято-Елисаветинского монастыря. Заказать
Писаная икона Свято-Елисаветинского монастыря. Заказать

*орифламма — особый вид знамени, главнейшая воинская хоругвь французских королей, белого или красного цвета, с крестом.

-13

КАТАЛОГ ИЗДЕЛИЙ СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКОГО МОНАСТЫРЯ

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ, ЧТОБЫ ПОЛУЧАТЬ ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ О ПРАВОСЛАВИИ