Сегодня знамя в руке Христа на некоторых православных образах Воскресения не вызывает особых сомнений и вопросов. Такие образы часто встречаются на электронных пасхальных открытках. Спасителя с хоругвью можно также увидеть на фронтонах известных соборов России – Исаакиевского в Санкт-Петербурге и храма Христа Спасителя в Москве – возведенных в 19 в.
Зачастую элемент в руке Иисуса Христа описывается именно как «хоругвь» — церковное знамя со святым образом. Это вызывает закономерный вопрос: какую икону может носить Христос? Нередко на флаге изображается крест. Но неясно, почему такое знамя заменило сам крест? Существуют и иные разночтения: к примеру, что это может быть «лабарум» или «орифламма» (термины, относящиеся к разным культурам и историческим эпохам). Неоднозначность самого элемента на образе затрудняет и понимание его истинного значения.
В данной статье мы попытаемся разобраться, откуда пришла традиция изображать Христа со знаменем, что оно символизирует.
Исторический образ «Воскресения»
Образ «Воскресения» (он же Anastasis — от греч. возрождение, воскрешение) существовал практически с первых веков и к 6 в. полностью сформировался. До 11 в. на иконах Воскресения в руках Христа можно увидеть только крест, свиток или Евангелие. Победа Спасителя над смертью и адом на образах обозначалась без использования какого-либо знамени. Композиционно же они изображали сошествие Христа во ад и освобождение душ праведников и грешников.
Первое появление знамени
В 11 в. начинают появляться новые образы западноевропейского христианства: «Сошествие во ад» и «Восстание от Гроба».
Образы Христа, восставшего от Гроба иллюстрировали событие Воскресения как бы с «исторической», земной точки зрения. Отношение православных богословов к ним неоднозначно. Многие считают невозможным при помощи живописного реализма отобразить духовный реализм столь великого события.
Знамя же впервые появляется в руках Спасителя именно на образах «Сошествия во ад». Такие изображения относятся к догмату Апостольского Кредо, которого нет в православном (Никео-Константинопольском) Символе веры. Поэтому в православии подобных образов изначально не было.
Одна из самых ранних иллюстраций «Сошествия» представлена в миниатюре псалтири Тиберия (1054 г.). Правда, здесь знамя развевается над нимбом Христа, в то время как обе Его руки опущены к людям, находящимся в разверстой пасти. Флаг представлен в виде сегмента круга, окруженного «лучами» наподобие солнца.
Одним из первых изображений Христа, держащего знамя, можно назвать миниатюру из псалтири св. Альбана (1145 г.), где Христос, наклонясь к пасти, правую руку протягивает людям в ней, а левой держит крест с голубым флагом.
Оскар Лорке (Oskar Loerke) предположил, что знамя появилось на образе под влиянием гимна церковного писателя и поэта Венанция Фортуната, известного в западной Церкви с 6 в. и почитаемого как святого. Однако почему этот гимн повлиял на изобразительное искусство спустя столько веков, и почему это влияние ограничилось изображением «Сошествия во ад» — остается неясным.
Интересно, что первые памятники, на которых в руках Христа появляется знамя, относятся к Англии и Франции, а в ранних изображениях, к примеру, Италии и Испании эта деталь отсутствует. Это позволяет назвать флаг в руках Спасителя скорее французской орифламмой*. Ведь во всей Европе знамя стало неотъемлемым атрибутом образов «Сошествия» лишь к 14 в.
Значение и символизм знамени
Традиционно знамя в руках Христа трактуют как символ победы. Правда, у православного христианина это может вызвать некое недоумение, ведь олицетворением победы над адом и смертью выступает уже Сам воскресший Христос.
Православный искусствовед Светлана Иванова в своей работе пишет, что «основное значение орифламмы связано больше не с победой, а с выступлением в поход, мобилизацией сил для войны. Орифламма использовалась не для обозначения войск, а как сакральный охранный знак и воодушевляющий символ», «сакрально-монархическое значение орифламмы выражалось в том, что она разворачивалась перед войском в лишь тех случаях, когда война велась против врагов христианства или всего королевства и во главе похода стоял сам монарх», «развернуть орифламму мог только король – и это означало его личное участие в войне <...> во главе войска». Появление такого элемента на образе “Сошествия во ад” накладывает на него особый смысл: «Христос изображен в тот момент, когда Он идет войной против врага всего человечества и всего Царствия Небесного – против сатаны. Это не победное изображение, а начало решающей битвы. <...> против всего войска ада Христос выступает в одиночестве, неся знамя монарха». Когда впоследствии знамя появляется и на образе “Восстания от Гроба”, «эти два образа становятся составными частями аллегории священной войны с царством диавола и смерти: началом главного боя под священным знаменем и невредимым с ним возвращением».
Кроме того, присутствие на многих орифламмах знака креста (на полотнище или в самой форме древка) позволяет интерпретировать его и как сам крест, только представленный в ином виде, который соответствовал той исторической эпохе и культуре.
ПОДАТЬ ЗАПИСКУ В СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Переход знамени в образ «Воскресения Христова»
В какой-то момент в западном искусстве происходит некое смешение образов, иллюстрирующих сошествие Христа во ад и восстание Его от гроба. В результате флаг появляется в руках Спасителя на изображениях под общим названием «Воскресение Христово».
Примерно в 17 в. традиция изображать Христа со знаменем пришла и на православные русские земли, где получила некоторое распространение в иконописи и храмовой архитектуре.
Проследив исторические корни знамени в руках Спасителя и узнав больше о его символизме, можно отметить следующее. Несмотря на то, что этот элемент появился на образах Воскресения благодаря западноевропейскому христианству и искусству, при истолковании его как орифламмы с ее историческим значением, он не противоречит православному учению. И все же нет у элемента знамени ни древних корней в истории восточного христианства, ни святоотеческих обоснований. И, возможно, по этой причине в современной православной иконографии Праздника Воскресения знамя практически не встречается. Как правило, Спаситель изображается без каких-либо предметов в руках либо держит крест. Это свидетельствует о возвращении русской иконографии последнего времени к истокам образов Воскресения Христова.
*орифламма — особый вид знамени, главнейшая воинская хоругвь французских королей, белого или красного цвета, с крестом.
КАТАЛОГ ИЗДЕЛИЙ СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКОГО МОНАСТЫРЯ