Найти тему

Сколько же лет было Христу?

Среди трудов сщмч. Иринея Лионского существует утверждение, согласно которому Христос умер не в 33 года, как нам известно, а уже будучи в преклонном возрасте. Если верить этому свидетельству, вся традиционная датировка событий, описанных в Евангелии, Деяниях апостольских или связанных с миссионерством апостола Павла, должна быть пересмотрена. Поэтому, порой это свидетельство недобросовестно использовалось для продвижения антицерковных теорий. Однако перед тем, как делать какие-либо выводы, необходимо рассмотреть это свидетельство поближе.

В книге 2-ой "Против ересей", гл. XXII., св.Ириней пишет:

«...Ибо Он пришел спасти Собою всех; всех - говорю, - которые чрез Него возрождаются в Бога, - младенцев, детей, отроков, юношей и старцев. Поэтому, Он прошел чрез все возрасты, - сделался младенцем для младенцев, и освятил их; сделался малым для малых, и освятил имеющих такой возраст, вместе с тем подав им пример благочестия, правоты и послушания; сделался юношею для юношей, являясь для них образцом и освящая их для Господа. Он был также старцем для старцев, дабы по всему явиться совершенным учителем, - не только по изъяснению истины, но и по возрасту, освящая вместе с тем и взрослых и служа для них образцом... А всякий согласится, что тридцатилетний возраст есть начало мужеского возраста, который продолжается до сорокового года; с сороковых же и пятидесятого годов начинается уже преклонный возраст, в котором учил наш Господь, - как свидетельствует Евангелие и все старцы, собиравшиеся в Азии около Иоанна, ученика Господня, что им передал это самое Иоанн; а он был с ними до времени Траяна. Некоторые же из них видели не только Иоанна, но и других апостолов, и слышали от них то же самое и свидетельствуют об этом обстоятельстве. Кому же должно более давать веры? Таким ли людям или же Птоломею, никогда не видавшему апостолов и даже во сне не ходившему по стезе Апостола.

Кроме того, даже иудеи, которые в то время спорили с Господом Иисусом Христом, совершенно ясно указали на то же самое. Ибо, когда Господь сказал им: "Авраам, отец ваш, рад был видеть день Мой; и увидел, и возрадовался", - то они отвечали ему: "Тебе нет еще пятидесяти лет, и Ты видел Авраама" (Ин. 8:56-57)? Эти слова могли быть сказаны тому, кто прожил уже сорок лет, но еще не достиг пятидесятого года, и однако не далек от пятидесятого года. А тому, кто тридцати лет, они сказали бы так: Тебе нет еще сорока лет. Ибо, те, которые желали выставить Его лжецом, конечно не стали бы увеличивать Его лета более того возраста, какой они видели Его имеющим, а обозначили лета ближайшие к Его возрасту, потому что они или действительно знали их из переписи, или же заключили об них по Его возрасту, видя, что Ему более сорока, а не тридцать лет. Ибо совершенно неразумно предполагать, чтобы они, желавшие выставить Его моложе времени Авраама, ложно прибавили Ему двадцать лет. Но, что они видели, то и сказали; и Тот, Кого они видели, был не призрак, но истина. Следовательно, он был не далек от пятидесяти лет, - и потому они сказали ему: "Тебе нет еще пятидесяти лет, - и Ты видел Авраама"? Итак, Он проповедовал не один год и пострадал не в двенадцатый месяц».

-2

ПОДАТЬ ЗАПИСКУ В СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Помимо мнения Иринея, относительно возраста Спасителя в древности существовало еще два мнения, на самом деле не сильно отличающихся друг от друга. Климент Александрийский, Тертуллиан, Юлий Африкан и многие другие придерживались версии, согласно которой Христос умер в 31 год. Базировалось это мнение на том, что проповедь Его продолжалась всего один год. В подтверждение они ссылались на Ветхий Завет: “И относительно Его учительства, что оно должно было продолжаться только один год, сказано так: Год Господа благоприятный проповедовать послал Меня (Ис 61:1)”.

Св. Мелитон Сардийский (†185 г.) впервые озвучил мнение, ставшее теперь общепринятым, согласно которому Христос умер в 33 года: “Ибо Он есть сущий Бог, а также совершенный человек, Сам двумя Своими природами он уверил нас: в Божестве Своём через знамения в трёхлетии после крещения своего, в человечестве же Своём в тридцатилетии до крещения”.

Св. Мелитона поддержал св. Ипполит Римский, писавший в своём толковании на Откровение Иоанна Богослова: «а пострадал Он в тридцать три года». Затем Евсевий Памфил в "Церковной истории" подкрепил эту теорию, указав, что период проповеди Христа был равен приблизительно трём годам: “В 15-й год царствования Тиверия и в четвёртый управления Пилатом Иудеей... Иисус Христос, сын Божий, на тридцатом году жизни пришёл креститься к Иордану... Итак, время учительства спасителя нашего продолжалось неполных четыре года”. В Евангелии от Иоанна указывается, что Иисус четыре раза был в Иерусалиме на ежегодном праздновании Пасхи, что также подтверждает трёхлетнее служение Христа.

Примечательно, что датировка смерти Христа, согласно которой ему было 33 года, подтверждается и незаинтересованным внешним свидетельством: “33 года было Валаама Хромому (т.е. Иисусу), когда Пинтий Грабитель (т.е. Понтий Пилат) убил Его (Вавилонский талмуд. Санхедрин, 106б)”.

Современные исследования также не противоречат вышеуказанной датировке. На основании единогласного свидетельства евангелистов о том, что Иисус был распят в пятницу (Мф. 27:62;Мк. 15:42;Лк. 23:54;Ин. 19:14, 31), а также на основании свидетельства евангелиста Иоанна о том, что в этот день должен был быть заклан пасхальный агнец (Ин. 18:28), Дж. Финеган, автор фундаментального исследования о библейской хронологии, приходит к выводу, что распятие произошло 7 апреля 30 года или 3 апреля 33 года. Астрономические исследования Фотерингема называют годом распятия 27 г., а исследования Паркера-Дабберстейна - 27 г. или 34 г.

Если принимать распространенную и принятую большинством библеистов датировку года Рождения Спасителя в промежуток 6-4 г. до н.э. и опираться на вышеуказанные астрономические исследования, то возраст Христа может варьироваться от 40 до 31 года. Таким образом, современные научные данные только подтверждают древние свидетельства о возрасте Христа в 31 или 33 года.

Св. Ириней был единственным, кто говорил о преклонном возрасте Спасителя. И его точка зрения не соответствует ни древним свидетельствам, ни современным историческим исследованиям. С его точки зрения зрения, Христос был распят при императоре Клавдии и прокураторе Понтии Пилате: «Ирод, царь иудеев, и Понтий Пилат, прокуратор императора Клавдия, сошедшись, осудили Его на распятие». Однако Понтий Пилат правил с 26 по 36 года, а Клавдий — с 41 по 54.

Дело в том, что во времена Иринея существовало предположение, согласно которому Господь должен был по воплощении освятить все возрасты человеческой жизни. Вполне возможно, что именно под влиянием этой теории св. Ириней и изменяет время смерти Христа, относя его ко времени правления Клавдия. Из этого становится очевидным, что данное воззрение не восходит к апостолам и в целом не является истинным.

Еще одной причиной ошибки Иринея могло стать то, что он учился и воспринял Благую Весть от св. Поликарпа Смирнского будучи совсем молодым юношей и мог интерпретировать слова святого неверно.

Касательно же разговора с иудеями (Ин. 8:56-57), возможно и то, что Христос, ввиду тяжелого образа жизни в странничестве (Мф. 8:20), выглядел значительно старше своих лет. О лике Спасителя на Туринской плащанице тоже можно с легкостью сказать, что он принадлежит человеку около 40 лет.

Таким образом, хотя точную причину появления такого мнения у Иринея не удается установить, указанные выше свидетельства и исследования позволяют сказать, что он однозначно ошибался. В конце концов, в православии нет учения о непогрешимости святых отцов, а потому нет ничего сверхъестественного в том, что Ириней ошибся. Подобные ошибки некритичны для всей Церкви, поскольку в Ней действует принцип соборности. Это значит, что пока конкретное мнение не подтверждено соборно, оно остается мнением только отдельных Ее членов.

-3

КАТАЛОГ ИЗДЕЛИЙ СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКОГО МОНАСТЫРЯ