Член комиссии Совета Федерации по защите госсуверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела России Елена Афанасьева инициировала жесткое цензурирование проката в России иностранных фильмов. По ее словам, картины "оттуда" формируют у россиян ложные ценности.
"Поэтому нужно очень внимательно подходить к фильмографии, к фильмотеке, которую мы транслируем на территории РФ, и идти, может быть, даже по пути Китая в какой-то степени, когда присутствует сильнейшая цензура", - сказала сенатор.
"Идти по пути Китая" призвал и кинорежиссер Николай Бурляев. Он считает, что необходимость цензуры назрела давно. Главная ее задача - не запретить иностранные фильмы, а оградить граждан от влияния западной пропаганды. В общем, о душе заботятся.
"А что с ней делали эти прокатчики, превратившие российский кинематограф в филиал американского кинематографа? С этим чужебесием, чужими ценностями. И вот мы и получили поколение, воспитанное на всем этом. Пора очищать экран", - считает Бурляев.
Но если с Голливудом все понятно, то что делать с собственными фильмами? Многие из них для зрителя не представляют никакого интереса. Даже сам режиссер Бурляев, посвятивший кинематографу всю жизнь, по его собственным словам, может назвать не больше десятка картин, за которые "не стыдно".
"Все прочее - это доходный промысел, эффектная пустота. Посмотришь один раз и забудешь", - говорит режиссер.
А вот критик Давид Шнейдеров воспринял инициативу критически. И попросил сенатора Афанасьеву назвать хотя бы один иностранный фильм, который угрожает существованию России. По его мнению, нельзя считать врагами и бездарями всех западных режиссеров. Есть картины, которые показывать нельзя, но есть и настоящие шедевры. Но вот как отделить одно от другого, в инициативе Совфеда не сказано.
"Хочется задать вопрос: а судьи кто? Кто будет решать, какой фильм достоин проката, а какой - нет. Если депутаты, то сразу вопрос - недавно один из них сказал, что фильм "Чебурашка" - это пропаганда нетрадиционных ценностей. Да и в целом я не понимаю, что вы собираетесь фильтровать, если импортного кино практически нету", - говорит критик.
По информации критика, никаких пакетных соглашений между западными кинокомпаниями и российскими прокатчиками сейчас нет. Поэтому фильмы закупаются адресно. И все они проходят фильтрацию самими прокатчиками.
"Глупо думать, что всем нашим прокатчикам платило ЦРУ или они были на финансировании у Белого дома, чтобы уничтожать российскую культуру", - отметил Шнейдеров.
По мнению владельца сети кинотеатров Павла Поникаровского, в России и так уже существует механизм, который позволяет не выпускать на экран фильмы, угрожающие нравственному состоянию граждан. Это выдача прокатных удостоверений. И нет смысла "городить еще один огород".
"Это просто пиар Афанасьевой, которая таким образом решила привлечь к себе внимание. У нас других проблем в стране нет, давайте цензуру вводить", - считает бизнесмен.
Инициативу разделить залы на категории и показывать в них разные фильмы раскритиковали как Поникаровский, так и Шнейдеров.
"Сейчас и так все это уже есть. Есть один большой зал, один поменьше и три маленьких. Так вот, ни один из прокатчиков не поставит "Аватар" в маленький зал. Он туда поставит какое-то авторское кино, которое вы и хотите, чтобы там показывали. И зачем закреплять это законодательно? Владельцы кинотеатров что, дибилы?", - задается вопросом Шнейдеров."У законодателей есть игра: зарегулируй все, что можно. У нас есть сферы, где все и так регулируется экономическими или техническими законами. Но нужно туда залезть и объяснить всем, как жить. Вдруг там что-то не соответствует тому, что думают госпожа Афанасьева или господин Бурляев", - соглашается Поникаровский.
Пока инициатива никакой силы не обрела. Но это пока. В случае, если она станет законом, Человек-паук и King’s Man в Россию не приедут.