Найти тему
Contra Mundum

"Отчаяние" Владимир Набоков

Далеко не самое популярное произведение автора, но достаточно любопытное и к прочтению рекомендуемое.

По форме представляет собой детектив с психологически-философским ответвлением, отсюда бесконечные сравнения с Достоевским в рецензиях (коего Набоков и сам в "Отчаянии" неоднократно вспоминает). Дальше будут спойлеры.

Сюжет в некоторой степени безыскусный: главный герой Герман случайно встречает собственного двойника-оборванца, убивает его под собственным именем ради новой жизни на страховочные деньги, но что-то идет не так.

Пройдусь по субъективным минусам. Как раз с психологизмом тут не очень. Возможно, это сделано ради сохранения интриги (большую часть романа читатель не в курсе деталей преступного плана), но действия Германа ничем не оправданы, и только в конце своей рукописи-исповеди он раскрывает замысел: не ради денег все было задумано, а в качестве художественного акта, для демонстрации лицедейского мастерства. Для оправдания такого сюжета подсовывается история из детства и невинные истории, выдуманные для развлечения жены. В остальном же Герман, скорее, просто самодовольный мещанин, удовлетворенный жизнью, без таинственной раны в душе, которую срочно требуется залатать чем-то нетривиальным. В общем, прочувствовать события не получилось. Переживания героя считываются, но остаются необъясненными.

Как Ардалион нарисовал Германа, так Midjourney рисует Амундсена. 1:1
Как Ардалион нарисовал Германа, так Midjourney рисует Амундсена. 1:1

Философию тоже можно подкрутить разную, автором она не обозначена, это вам не "Чужое лицо" Кобо Абэ. К счастью для всех нас, впрочем. По ходу чтения у меня навязчиво складывалось впечатление, что кто-то сказал Набокову: "батюшки, ну вылитый Амундсен!", а Набоков глянул в зеркало и покрутил пальцем у виска. Лег спать, а мысль-то гложет: "Как все-таки по-разному люди видят себя! Никакой я не Амундсен. Хотя... А вдруг это я представляю себя иначе, чем окружающие? И вот я встречаю двойника...", ну, и понеслось.

Довольно неловкими и неуместными смотрятся уколы в адрес СССР: почему-то очень важным показалось Набокову включить отрицательного главного героя в марксисты. Как будто вот хотелось что-то осуждающее написать, но в голову одни банальности лезли. На сюжет никак не влияет, на раскрытие характера не влияет, из общей остроумности выбивается. Даже досадно, потому что рядом же совершенно естественно вырисовывается достоверная легкомысленная Лида, германова жена:

"Зато её отношение к русскому народу проделало всё-таки некоторую эволюцию. В двадцатом году она ещё говорила: "Настоящий русский мужик - монархист". Теперь она говорит: "Настоящий русский мужик вымер"

Ну, видимо, зудит, ноет. Не смог сдержаться. Да и все-таки Берлин 30х годов, атмосфера шепчет.

"А вот автомобиль рано или поздно найдут, но это им не поможет, ибо я и хотел, чтобы его нашли. Как это смешно!"
"А вот автомобиль рано или поздно найдут, но это им не поможет, ибо я и хотел, чтобы его нашли. Как это смешно!"

Теперь про плюсы. Во-первых, интрига-таки удалась хорошо. Набоков провел меня, подловил, прямо как и своего главного героя. Читалось если не захватывающе, то с интересом. Очень реалистичные, живые второстепенные персонажи. Ненадежный рассказчик, стиль повествования, иронично приоткрывающий писательский мир, и вообще язык. Потрясающая работа с русским языком! Не знаю, удавалось ли ему провернуть такое на английском, не знакома с произведениями в оригинале, но в "Отчаянии" прямо хочется вчитываться в отдельные фразочки, словечки. Наглядность языка создает атмосферу подлинности, откуда читатель не выбивается случайной неуместной метафорой.

Я так скудно про плюсы пишу, потому что плюсы вы и сами увидите, до них докапываться не придется. И лучше их открывать в первоисточнике, чем пережеванными моим мнением.

В общем, рекомендую,

7/10