Яркие костюмы, атлас и адрас, чапаны с невероятно красивыми расцветками и принтами, шелк, тюбетейки — это все олицетворяло моду в самые ранние времена в Узбекистане. Узбекский национальный костюм нес в себе культуру и историю узбекского народа. Для каждого региона он отличался своей формой, узорами, силуэтами и другими особенностями.
Продолжает ли индустрия моды в Узбекистане придерживаться национальных тенденций? Как локальные дизайнеры используют элементы традиционного узбекского костюма у себя в коллекциях? Как культурное наследие страны влияет на модную индустрию Узбекистана? Что сейчас с модой в Узбекистане и куда она движется?
Об этом всем рассказываем ниже. Также, специально для HILL, своим мнением по поводу рынка моды в Узбекистане делится эксперт индустрии моды Малика Эрматова — руководитель школы «Моды и Дизайна» в MDIST и консультант по модному бизнесу в Fashion Retail Consulting.
Культура и мода в Узбекистане
В новых реалиях традиционные костюмы несут характер наследия Узбекистана. Несмотря на то что ранняя узбекская мода сильно отличается от того, что мы видим сейчас, жители Узбекистана продолжают создавать повседневные образы, используя национальные элементы одежды, — чапан, атлас, сумки с национальными узорами и не только.
Дизайнеры и бренды одежды из Узбекистана гордятся своими корнями и всячески подчеркивают это, используя элементы узбекского костюма: принты, формы, узбекские материалы и традиционные техники при создании коллекций. К примеру, дизайнер и создатель бренда одежды J.Kim Женя Ким создает свои коллекции, основываясь на культурном наследии страны и смело заявляет: Korean born in Uzbekistan.
Другим не менее интересным вдохновителем и примером может стать дизайнер Дильдора Касымова. В своих коллекциях она отображает богатую культуру Узбекистана и подчеркивает истинную красоту национальной узбекской одежды. Национальные элементы Дильдора миксует с трендами и создает уникальные коллекции, как некий баланс между традиционным и современным.
Нынешние дизайнеры и бренды идут рука об руку с современностью, трендами и совсем иными предпочтениями узбекской аудитории. При этом сохраняют в своих коллекциях ДНК узбекского народа, используя национальные элементы одежды. Это помогает дизайнерам выделиться среди международных брендов, а Узбекистану не забывать о своей истории и рассказывать ее через моду другим нациям.
Модой Узбекистана вдохновляются за границей
Узбекистаном, а именно культурным наследием вдохновляются не только местные дизайнеры и локальные бренды одежды, но и жители Европы и других континентов. Чапаны отправляются в различные точки мира и встречаются в образах разных звезд. Например, Джорджина Родригес, жена Рональдо, опубликовала в своем Instagram пост, где на ней чапан фиолетового оттенка.
Что с модной индустрией сейчас?
«Если давать оценку всему региону, то Узбекистан — это страна ремесленников. А Ташкент — это не весь Узбекистан. Но вся мода централизована в столице. Мода — это ведь не только креатив, но и коммерческая деятельность.
На сегодняшний день современные дизайнеры моды в основном работают в формате ателье, мало кто занимается полноценной розницей. Однако есть хорошие кейсы: бренды Black Quail, Kaniska, Pink Island, формат которых работает как полноценный розничный модный бизнес»,
— Малика Эрматова
Куда сейчас стремится модная индустрия и есть ли перспективы?
«В любом случае мода движется вперед. Присутствие международных брендов разных сегментов, работающих по формату полноценной франшизы, дает понимание, как все должно быть устроено для обычного покупателя.
За последние годы в Ташкенте появились продвинутые модные стилисты, модные фотографы, модели, дизайнеры, которые активно делают коллаборации и участвуют в неделях моды. Издания, пишущие о моде. Образовательные проекты в сфере моды, первый модный инкубатор. Это все говорит о положительной динамике развития индустрии»,
— Малика Эрматова