Найти тему
Анастасия Миронова

При Сталине заключенные воевали до победы. А сколько - сейчас?

Сегодня сообщили, что поступило предложение закрывать уголовные дела против лиц, которые добровольно идут на фронт, если они успели изъявить такое желание до судебного приговора. О каких статьях идет речь, не уточняется.

Постер к сериалу "Штрафбат" / Фото: warfilm.ucoz.org
Постер к сериалу "Штрафбат" / Фото: warfilm.ucoz.org

Думаю, самое время задать один-единственный простой вопрос, который минимум с лета очень беспокоит граждан страны. Как долго служат на СВО и выполняют боевые задачи заключенные, которые были освобождены из мест заключения для работы в ЧВК?

Лично я ничего не имею против самой идеи добровольной отправки заключенных на фронт, если туда не берут особо опасных преступников. В Великую Отечественную лагерников призывали на фронт, это был путь к освобождению.

Однако именно потому, что у нашей страны есть такой опыт, сейчас есть и вопросы. При Сталине лагерников отправляли строго в штрафные роты, где они воевали на самых тяжелых участках и шли вперед, порой почти без оружия.

В штрафном подразделении такие бойцы находились до первого проникающего ранения или потери конечности. После этого бойцы не ехали домой - они переводились в обычные роты и воевали строго до конца войны. Строго!

И тут вопрос: сколько воюют освобожденные для участия в СВО заключенные? Мы уже осенью встречали сообщения о том, что с фронта после ранения якобы освобождались бывшие ЗК. Это правда? Более того, были сообщения в СМИ, которые позволяют предположить, что бывшие заключенные отправлялись домой после нескольких месяцев нахождения в ЧВК "Вагнер" - это тоже правда? По ссылке "Комсомольская правда" сообщает, будто в январе с фронта домой вернулась уже вторая партия бывших заключенных, ныне героев. При этом та же "Комсомолка" в сентябре писала, что заключенных на фронт не берут. А вот интервью с человеком, который отсидел 30 лет, попал в ЧВК в первом наборе, сам говорит, что воевал не долго, долго восстанавливался, попал на ротацию, его контракт заканчивался 6 января. Сколько он искупал вину?

К самой идее искупления вины кровью претензий нет. Но ранение и сразу демобилизация вызывает вопросы. Или три месяца в боях - и освобождение. Есть какие-то отличия в условиях демобилизации для попавших в ЧВК "Вагнер" сразу из зон заключенных? Например, по легким статьям домой можно после трех месяцев боев, по особо тяжким - после ранения и полугода боев? Если так, какие структуры пресекают злоупотребления? Есть ли в этом алгоритме лазейки, через которые, минуя боевые действия, могут освободиться криминальные авторитеты, например?

Ну и теперь финальная формулировка: мы правильно понимаем, что для бойцов из числа заключенных предусмотрена демобилизация по ранению и сроку службы, а для мобилизованных - нет?

Мобилизованные призваны как какой-то определенный срок или - до победного? Если вышел указ о предоставлении им отпуска каждые полгода, значит ли это, что они должны воевать дольше, чем досрочно вышедшие из колоний заключенные, если и впрямь есть случаи возвращения с фронта бывших ЗК после нескольких месяцев боев?

Хотелось бы получить ответ на эти вопросы и от ЧВК "Вагнер", и от Минобороны. Вообще интересно, сколько воюет сейчас лиц, попавших на фронт непосредственно из колоний, где они отбывали наказания за тяжкие и особо тяжкие умышленные преступления против личности (убийство, изнасилование, грабеж с нанесением телесных повреждений), и как долго они должны воевать, чтобы демобилизоваться. При Сталине они воевали до конца, при этом, насколько знаю, осужденных по особо тяжким статьям на фронт не брали (как и политических почти). А что сейчас?

Три больших вранья, вскрывшиеся сегодня
Анастасия Миронова22 сентября 2022