Бриллиант давно стал символом вечной любви и верности, а кольцо с этим камнем мечтает получить практически каждая женщина. Но как быть с тем фактом, что огромное количество бриллиантов добывается в опасных условиях и в зонах конфликтов? Что делать: закрыть на это глаза или перейти на искусственные альтернативы? Давайте разбираться.
Как добывают бриллианты?
Способ разработки зависит от типа месторождения: они могут быть коренными или рассыпными. К первым относятся кимберлитовые трубки, а ко вторым — россыпи алмазов, которые каким-то способом переместились от коренного месторождения. Например, потоком воды.
В основном разработкой занимаются крупные алмазодобывающие компании, как De Beers или АЛРОСА. Они используют специальную технику, применяют проверенные технологии добычи и официально трудоустраивают рабочих. Но есть на рынке и более мелкие игроки, которые все еще практикуют кустарную добычу алмазов.
Возможно это на прибрежно-морских россыпях, где камни добывают вручную в небезопасных условиях. Процесс напоминает промывку золота и распространен в основном в африканских странах. Именно здесь начинается этическая проблема.
Что плохого в кустарной добыче?
Разработка алмазных месторождений требует огромных ресурсов: оборудования, времени и рабочей силы. И если у крупных компаний на все это есть деньги, то кустарная добыча ведется при минимальных затратах. От этого страдают задействованные люди и окружающая среда.
Тяжесть труда
Добывать алмазы вручную изнурительно и совсем не прибыльно. Только представьте, африканские добытчики зарабатывают меньше доллара в день! Других вариантов трудоустройства нет, поэтому они вынуждены соглашаться и жить в крайней нищете.
Большую часть дня старатели копаются в застойной, грязной воде, в которой размножаются насекомые и болезни. У рабочих нет ни инструментов, ни средств безопасности, ни знаний о том, как вести себя в чрезвычайных ситуациях. Оползни, обрушения шахт и другие несчастные случаи приводят к травмам и даже смерти.
Среди старателей встречаются и несовершеннолетние дети. Работают они наравне со взрослыми по шесть–семь дней в неделю. Это значит, что в школах дети не учатся, тем самым обрекая себя на пожизненную мучительную и опасную работу.
Насилие
Алмазы, добываемые кустарным путем, запятнаны серьезными нарушениями прав человека. Это не только принудительный труд, но еще избиения, пытки и убийства. Там до сих пор царит отношение к рабочим как к расходному материалу.
Опасности добавляет и то, что бизнес привлекает повстанческие группы, которые хотят захватить и контролировать районы добычи. Это происходит далеко не мирным путем, а страдают опять же работники.
Вред окружающей среде
Чтобы найти алмазы, старатели сначала убирают песок вдоль берегов, а затем промывают почву. Этот процесс делает землю бесполезной. После остаются большие карьеры, заполненные грязной водой, которая становится рассадником для комаров и болезней. Реки загрязняются, рыба гибнет, леса вырубаются, а дикие животные уходят с этих территорий. В самых тяжелых случаях местные экосистемы бесповоротно разрушаются.
Как выяснить происхождение бриллианта?
Сделать это визуально невозможно, потому что у алмазов кустарной добычи нет никаких отличительных признаков. Плюс, перед огранкой и полировкой алмазное сырье сортируется, смешивается и проходит через сотни рук. По пути камни неизбежно теряют идентичность.
Поэтому вы не найдете отслеживаемых сертификатов происхождения на большинство алмазов. Часто невозможно узнать, поступил камень из кустарного источника или от крупной горнодобывающей корпорации.
Исключение — канадские алмазы, которые добываются в соответствии со строгими экологическими и трудовыми законами страны. Бриллианты гранятся в Канаде, и их путь от шахты до рынка может быть прослежен с помощью уникального идентификационного номера.
Крупные корпорации начинают понимать, что этический фактор лишает их доли продаж. De Beers, например, к 2030 году планирует ввести систему Code of Origin. Каждый алмаз, обнаруженный и проданный компанией, будет помечен небольшой лазерной печатью, подтверждающей, что они были добыты законным и этичным способом.
А как же «Кимберлийский процесс»?
Кимберлийский процесс — это международное сообщество по борьбе с «конфликтными» алмазами. Первая конференция организации состоялась в 2000 году и прошла в городе Кимберли (Южная Африка), в честь которого получила название.
Основная задача Кимберлийского процесса в том, чтобы остановить приток «кровавых» алмазов на мировой рынок. Так называют нелегально добытые камни, деньги от продажи которых идут на финансирование военных конфликтов и террористических группировок.
Сейчас каждая партия алмазов должна получить сертификат, подтверждающий, что камни добыты вне зоны военных действий. Такие бриллианты будут считаться «неконфликтными», но назвать их «этичными» не получится. Процесс сертификации не учитывает условия добычи, поэтому «неконфликтными» могут оказаться камни, запятнанные насилием, детским трудом и экологическими нарушениями.
И что же делать?
Современные вещи ежедневного пользования состоят из множества материалов. Части наших смартфонов, компьютеров и автомобилей поставляются из разных стран. Мы не знаем, кто их произвел и в каких условиях. Некоторые материалы добываются экологически рационально, другие — нет. На некоторых производствах с работниками обращаются справедливо, на других — нет.
Как к этому относиться — дело каждого, но внимание к проблеме уже приносит позитивные результаты. Алмазодобывающие компании внедряют блокчейн и других технологий для отслеживания пути бриллианта от рудника до рынка.
Сейчас покупка бриллианта подобна покупке любой другой вещи: вы проводите исследование и принимаете решение, которое кажется правильным.