Немецкий социолог, писатель и кинокритик Зигфрид Кракауэр сказал: «У кино — две функции: отображать окружающую реальность и создавать новую». В свете нынешних гибридных войн, информационной борьбы и пропаганды, стоит заглянуть в истоки этих механизмов. Причем, истоки здесь, пожалуй, можно разделить на те, что «родом» из глубокой древности, на заре зарождения искусства. И на те, что появились в прошлом веке, вместе с развитием кино, ТВ и Интернета.
Итак, по порядку. Несколько десятков тысяч лет назад наши древние предки, с разной степенью скорости развития, зато по всему миру дали старт графическому искусству. Оставив след своей пятерни на стене пещеры, изобразив ожидаемый исход охоты или битвы с враждующим племенем. В дописьменную культуру это было, с одной стороны, первой передачей информации (ладошка на стене сообщает нам:«я здесь», «я есть»). С другой – первым способом создания самостоятельной истории (сцены охоты или ожидаемого дождя).
Появлявшиеся со временем другие виды искусства в свою очередь влияли и на формирование пространства, и на передачу смыслов о них. Если говорить об изменении пространства вокруг нас, то здесь мы имеем дело с архитектурой, дизайном, изобразительным искусством. Так «оформляется» любое развивающееся государство, любая культура. И вместе с этим развитием возникает и потребность влияния и на другие культуры, и на свою собственную. Для достижения этой цели возникла политическая коммуникация.
Было бы ошибкой думать, что информационно-политическое воздействие есть продукт недавнего прошлого. Один из наиболее востребованных и популярных видов политической коммуникации является политическая реклама. Ее история начинается с Древнего Рима, средства ее развивались вместе с технологическим прогрессом и изменением человеческой мысли.
Да, история ее древняя, но, вместе с тем, будем честны, если признаем, что периодом наиболее активного развития политической рекламы можно считать время между Первой и Второй мировыми войнами, когда использовались радио, фотографии и плакаты, которые обеспечивали визуальное представление политиков или политических событий. Появление телевидения, конечно, открыло новые возможности для политических коммуникаций, а также для рекламы, позволяя мгновенно влиять как на слуховое, так и на визуальное восприятие, оставляя наиболее глубокое впечатление. СМИ являются неотъемлемой частью жизни граждан, а политика проникает в жизнь именно через средства массовой информации, так как в настоящее время общественная и политическая сферы предоставляют достаточно широкий спектр возможностей для проведения тет-а-тет встреч граждан и политических сил.
Но самые массовые медиа-инструменты – клипы, фильмы, сериалы, рекламные видео-ролики, мультфильмы и ТВ, и именно они и стали ключевыми средствами политического влияния.
Кинематография активно генерирует в сознании зрителя идеализированную иллюзию мира. В зависимости от замысла авторов (а это и продюсер, и режиссер,и сценарист), фильмы могут создать у зрителей нужное восприятие любого персонажа вне зависимости от того, каким был прототип этого персонажа изначально. Вне зависимости от содержания фильма, он может изменить или образовать некоторое представление или мнение, начиная от тем замужества и любви, заканчивая образом правительства.
Однако самым главным свойством фильмов, которое позволяет использовать их как средство пропаганды, является их умение влиять на людей неочевидно, незаметно, скрытно. Такое воздействие происходит в основном на эмоциональном уровне, вне поля, управляемого разумом человека, и именно это помогает обойти рациональное мышление человека. Тот случай, когда кто-то или что-то безотчетно «нравится» или наоборот.
Являясь мощной социально-психологическая силой, кино освобождает человека от усталости, каждодневной рутины, фрустраций и фобий прошедшего дня. Так, в подсознании создаются благоприятные условия для внедрения новых стереотипов по отношению к некоторым политическим структурам, деятелям, государствам или нациям. О том, какие примеры тому среди конкретных фильмов и конкретных государств мы можем перечислить сегодня, читайте во второй части.