Найти тему
Сокол-корабль

Авдотья Рязаночка. Былинный подвиг русской женщины.

Те первые яростные атаки Орды на Русь были разрушительны. Десятки крупнейших городов Руси были преданы огню, многие воины и знатные русичи попав в ордынский плен подвергались множеству пыток и казней.

Не смотря на то, что многие современные фальсификаторы истории кричат о том, что никакого Ига не было, народная память всё помнит.

Сотни былин повествуют о татарском плене, о сражениях богатырей с «погаными татаровьями», былины помнят имена самых известных владык диких степей – Тугоркана-Тугарина, Мамая-Меменя и Батыя-Батыгу.

Авдотья Рязаночка пробирается через тёмный лес.
Авдотья Рязаночка пробирается через тёмный лес.

Одним из первых уничтоженных ордынским натиском княжеств было Рязанское. Это событие вошло в русскую историю, книжность, народные легенды и былины. Например древнерусская повесть «О разорении Рязани Батыем», трагическая-героическая легенда о рязанском воеводе Евпатии Коловрате.

Но сегодня мы поведем речь не о героическом ратном подвиге, а подвиге духовном, подвиге сильной духом былинной женщине –
Авдотье Рязаночке.

Авдотья Рязаночка

Многие ошибочно считают былинный эпос творчеством абсолютно патриархального толка. Но те, кто хоть немного с ним знаком знают, что наши былины полны по-настоящему сильных женщин – Настасья и Василиса Микулишны, Тётка-ведунья Добрыни Никитича, Великанша Офимия Тимофеевна, Настасья Королевична.

Наш народ с древнейших времен воспевает силу, мудрость и решительность смелых поляниц. В эпосе, как и в жизни внешняя красота блекнет по отношению к красоте внутренней.

Однако Авдотья Рязаночка отличается от лихих поляниц и мудрых ведуний. Она обычная рязанская женщина – сестра, жена и мать.

Эта былина известна во множестве вариантах. Наиболее поздние повествуют об Авдотье-Рязаночке из Казани(!), а разоряет город турецкий царь Бахмет. Так же сильно расширенный и несколько более "патриотичный" вариант былины был написан Борисом Викторовичем Шергиным, но это уже не фольклор, а авторское творчество.

Начинается былина с того, что под Рязань приходит
Безбожный Царь Батыга, он разоряет старую Рязань и уводит в плен сорок тысяч человек. Среди пленных оказываются брат, муж и сын Авдотьи. Сама же Авдотья осталась во всем разоренном городе одна. Где она схоронилась от плена, былина не рассказывает. Смелая русская женщина полна решимости отправится вслед за ушедшими войсками Батыги, чтобы попробовать спасти хоть одного человека.

Безбожный Царь Батыга. Нейросеть изобразила демонического врага из былин в виде фэнтезийного рогатого демона.
Безбожный Царь Батыга. Нейросеть изобразила демонического врага из былин в виде фэнтезийного рогатого демона.

И простая русская женщина противостоит силам далеко даже не человеческим – Безбожный Царь Батыга наделяется в былине демоническими чертами, чертами тёмного колдуна и изменяющего мир тёмного демиурга:

Безбожный тот Батыга
Идучи от Рязани от города,
Напустил всё реки, озера глубокие,
По дорогам поставил он всё нечистыих,
Во тёмных лесах напустил лютых зверей,
Чтобы никому не пройти не поехати.


Сила Авдотьи Рязаночки заключается в чисто женской смекалке и мудрости. Она не могучий богатырь, чтобы противостоять нечистым и лютым зверям.

Она находит тропы в тёмных лесах, переходит реки вброд, а озёра обходит кругом. В полночь, под светом луны, она обошла нечистых, потому что в это время они покидают свой пост. В полдень, под светом красного солнышка она обошла лютых зверей, потому что днём они спят.
Пройдя эти заставы она добирается до стана безбожного царя.

Авдотья Рязаночка пробирается через тёмный лес. Мрачная и тёмная иллюстрация этой жуткой истории.
Авдотья Рязаночка пробирается через тёмный лес. Мрачная и тёмная иллюстрация этой жуткой истории.

Испытание Батыги

Демонический правитель Орды удивлен, что Авдотья Рязаночка смогла пройти все его заставы. Он расспрашивает женщину, как у неё это получилось и Авдотья смело отвечает.

Батыга преисполняется уважением к смелой женщине и дает ей право выбрать одного любого пленника из её семьи:

Ты, Авдотья женка Рязаночка!
Как ты сумела пройти путем-дорогою,
Ты сумей-ка попросить и головушки
Из трех единую,
А не сумеешь попросить головушки,
Так срублю тебе по плечи буйну голову.


Конечно, он ставит женщину перед садистским выбором – спасти одного, но потерять остальных. Но спасти всех, помимо смелости и решительности Авдотье помогла чисто женская интуиция: «
Мужа я ещё себе нового смогу найти, сына я ещё родить или прижить сумею, а братца у меня уже не будет век да и по веку».

Ответ Авдотьи, как ни странно, трогает Батыгу. Он начинает плакать – во время нападения на Залескую страну, на старую Рязань был убит его родной брат. Он дает Авдотье право забрать всех, кого она хочет. И Авдотья Рязаночка спасает весь русский полон.

Расселила она Рязань по старому
По- старому да по-прежнему.

____________________________________________________________________________________

Благодарю Вас за прочтение!

Не забудьте поставить лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации о русском эпосе.

Задавайте любые интересующие вопросы в комментариях.