Найти тему

На форуме «Взлетай!» выработали решение проблемы потребности в педагогических кадрах

На форуме «Взлетай!» выработали решение проблемы острой потребности в педагогических кадрах, сообщает «Башинформ». Одна из ключевых площадок на форуме была посвящена обеспеченности школ и детских садов кадрами. Одним из путей решения проблемы является организация в школах психолого-педагогических классов. В ходе заседания участники рассмотрели опыт Беларуси и поделились собственными практиками.

В мероприятии приняли участие руководители и их заместители школ, в которых работают педагогические классы во взаимодействии с педагогическими колледжами, руководители педагогических колледжей и их заместители, причем не только из республики, но и из Минска (Беларусь).

Участников площадки приветствовал первый заместитель министра образования и науки РБ Ильдар Мавлетбердин.

- «Взлетай!» — хороший форум со своими традициями, уже пятый юбилейный. Это прямой диалог педагогов, родителей, обсуждение вопросов, которые волнует педагогическое сообщество, и сразу мгновенное решение вопросов на уровне руководства республики. Один из важных вопросов - кадровая обеспеченность наших школ и детских садов, дефицит учителей есть. На это обратило внимание правительство РФ и в прошлом году была принята концепция развития педагогических кадров. И одним из столпов этой концепции стало создание психолого-педагогических классов.

Участники форума подготовили презентации своих лучших практик в деятельности педагогических классов и ознакомили с ними участников секции. Свои практики продемонстрировали средние учебные заведения республики — № 10 г. Учалы, Башкирская гимназия г. Белорецка, Белорецкий лицей-интернат, школа № 16 г. Нефтекамска и другие школы.

— Вопрос востребованности педагогов сегодня актуален. Несколько десятилетий назад профессия педагога была очень престижной, — отметили учителя из Белорецкого лицея-интерната. — Раньше выпускники возвращались работать в школы. Проблема актуальна, и в связи с этим у нас в 2021 году открылся педагогический класс, 7-й.

Здесь готовят будущих педагогов, с опорой на педагогику заслуженного учителя РФ Романа Хазанкина. Один из главных принципов обучения — в помощи старших ребят младшим.

Интересным и познавательным в плане обмена опытом стало выступление на секции директора 20-й гимназии г. Минска (Беларусь) Натальи Дереклеевой. В белорусском учебном заведении выстроена целая система воспитания будущих педагогов. Педагогические классы Наталья Ивановна назвала центром всей образовательной и воспитательной системы.

- Педагогические классы в Беларуси имеют большую историю. В 2015 году у нас в гимназии было создано четыре профильных класса педагогической направленности. Помимо профильных предметов, в них был введен факультативный курс «Введение в педагогическую профессию». В 2017 году первые выпускники педагогических классов стали студентами педуниверситета, их было 23 человека. На сегодняшний день они уже наши коллеги в школах районов г. Минска. В целом 113 учащихся гимназии стали представителями педагогической профессии. У нас 100 педагогов, из них 11 учителей - выпускники лицейских педагогических классов, - рассказала Наталья Дереклеева.

Развивая преемственность поколений, к работе в профильных классах подключают студентов, используют принципы исторической связи с педагогами прошлого. Педагог из Минска поделилась, что в своей работе они используют арт-терапию, в частности, кукольную. Делают куклу учителя идеального и реального, анализируют себя, свои возможности и качества. В завершение своего выступления Наталья Ивановна отметила, что минские учителя открыты к сотрудничеству и обмену продуктивным опытом.

Что касается Башкортостана, система среднего профессионального образования нашей республики - самая крупная в Приволжском федеральном округе и занимает 6-е место в России по количеству функционирующих учреждений среднего профессионального образования. Подготовку квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в Республике Башкортостан осуществляют 93 профессиональных образовательных организации и 5 самостоятельных государственных образовательных организаций высшего образования. Подготовка кадров осуществляется по 139 специальностям и по 81 рабочей профессии.

- В республике по программам среднего профессионального образования обучаются около 106 тыс. студентов, что составляет 49,8% населения в возрасте от 15 до 19 лет, - рассказала начальник отдела профессионального образования минобразования и науки Башкортостана Галина Давыдова. - В соответствии с прогнозом кадровых потребностей ведется работа по устранению имеющегося дефицита в квалифицированных кадрах – за последние три учебных года увеличено количество бюджетных мест по профессиям и специальностям среднего профессионального образования для IT-технологий (на 575 мест), строительства (на 150 мест), энергетики (на 170 мест), здравоохранения (на 400 мест), в том числе для образования (на 150 мест).

Подготовку квалифицированных педагогических кадров со средним профессиональным образованием в Республике Башкортостан осуществляют 1 образовательная организация высшего образования и 12 профессиональных образовательных организаций, подведомственных министерству образования и науки Республики Башкортостан, из них: 6 педагогических колледжей, 6 образовательных организаций стали многопрофильными.

Контингент обучающихся профессиональных образовательных организаций педагогического профиля составляет 6188 человек, выпуск в 2023 году составляет 1345 человек. Обучение педагогических кадров ведется по 10 специальностям педагогического профиля. В 2023 году по результатам конкурса за счет бюджета Республики Башкортостан по специальностям педагогического профиля установлено 1360 мест.

- Потребность на среднесрочную перспективу в педагогических кадрах составляет более 4 тыс. чел. Ежегодно свыше 1,5 тыс. педагогических кадров, - отметила Галина Давыдова.

Напомним, в 2023 году значительно увеличены меры поддержки учителей. В Год педагога и наставника основной задачей является популяризация педагогической профессии. Если в прошлом году сельским молодым учителям было выделено 25 грантов, то в этом году финансовыми гарантами будут поддержаны 150 молодых учителей - это шестикратное увеличение по сравнению с прошлым годом.