Найти в Дзене

«У нас так не делают!»: сказка ложь, да в ней намек и для бизнеса урок

Книг, посвященных бизнесу, совершенствованию производственных процессов, тайм-менеджменту, тимбилдингу, коворкингу и прочей мотивации с личностным ростом, великое множество. Но многие ли из них выпускаются в виде... сказки о животных с иллюстрациями, как для детской книжки? На мой взгляд, немного. Книга «У нас так не делают!» Дж. Коттера и H. Ратгебера - весьма яркий пример такого креатива.

Обложка книги - Ozon.ru
Обложка книги - Ozon.ru

В свое время я читала много бизнес-литературы. Помню, что почти всегда от нее уставала - как бы удобоваримо, легко и логично ни подавалась информация. В какой-то момент становилось скучно, муторно, утомительно, казалось, что тебе тысячу раз жуют одно и то же и никак не могут оставить в покое. Иногда я мучила подобный нон-фикшн слишком долго, мучительно продираясь сквозь терний к звездам (из глаз, преимущественно).

Было сложно понять, в чем именно дело, но субъективно казалось, что в подаче. Часто ловила себя на мысли, что если бы всё это обыгрывалось на живых примерах, с добавлением художественного элемента - сквозных персонажей, которые сталкиваются с определенными ситуациями от раздела к разделу, было бы проще. И вот, буквально на днях мне случайно попадается книга, в которой именно так и сделано. Причем это не просто "псевдохудожка", а настоящая сказка. Сказка про сурикатов с очень красивыми иллюстрациями.

Новатор, окрыленной своей революционной идеей, выступает перед собратьями. Посмотрите внимательно на мордочки слушателей. Говорящие - это мягко сказано.
Новатор, окрыленной своей революционной идеей, выступает перед собратьями. Посмотрите внимательно на мордочки слушателей. Говорящие - это мягко сказано.

Сюжет очень простой, как в сказке для дошколят. Жил да был клан сурикатов в африканской пустыне. Жили они организованно, каждый занимался своим делом согласно строго выстроенным правилам, которые отлично работали на протяжении многих лет. И вдруг, обстоятельства изменились. Вначале прилетел стервятник...

В уютный мир клана вторглись внешние факторы, на которые невозможно повлиять
В уютный мир клана вторглись внешние факторы, на которые невозможно повлиять

Сурикаты оказались не готовы и сразу же начали думать, что делать. То есть устроили совещание. Пытались оптимизировать процессы, связанные с реагированием на появление стервятника. Думали, как эффективнее удирать со всех лапок, и кого признать ответственным за урон. Строители нор кричали, что виновата охрана, и ее надо упразднить, чтобы освободившиеся сурикаты смогли копать больше нор. Сурикаты-охранники, в свою очередь, кричали, что будь у них больше зверушек, готовых защищать клан, то никакие новые норки-укрытия бы ни понадобились... Все это очень знакомо, вызывает ироничную улыбку.

Главная героиня, Надя, очень хотела работать с детьми. Но в итоге ее так и не допустили к работе, пока она не выучила все правила. А правил было много, слишком много...
Главная героиня, Надя, очень хотела работать с детьми. Но в итоге ее так и не допустили к работе, пока она не выучила все правила. А правил было много, слишком много...

Итак, клан сурикатов, живший по строгим инструкциям и неспособный добровольно сходить в туалет залезть на дерево без серии предварительных совещаний, пришел в упадок. Главные герои, которые предлагали хорошие идеи, но их даже не рассматривали, а если рассматривали, то заворачивали, потому что "у нас так не делают" (с), решили уйти и искать другие кланы. Нашли один. Полный антипод своего. Клан, где все выстраивалось на творчестве, каждый мог быть лидером, все друг друга слышали и поддерживали. Поначалу казалось, что сурикаты попали в рай, но все изменилось, когда их маленькая группа стала разрастаться...

Как несложно догадаться, истина где-то посередине. В конце сказки сурикаты, на собственной шкурке осознав плюсы и минусы обоих подходов, приходят к схеме, где удерживается баланс между творческими идеями и стратегическим планированием.

Сурикаты и бизнес-модель
Сурикаты и бизнес-модель

Книжка читается легко, быстро, параллели с бизнесом нисколько не напрягают, напротив, заставляют улыбнуться (неоднократно). Иллюстрации сразу же окутывают теплом, сурикаты на картинках не только трогательные, милые, но и пушистенькие, очень уютные. Словом, эффект как от очень хорошей детской книжки. Для тех, кому помимо сказки нужна все-таки какая-та польза на деловом наречии, есть абсолютно "бизнесовый" раздел в конце. Со схемами, табличками и, конечно, саморекламой авторов и их консалтингового агентства.

Честно, этот финальный раздел не говорит ничего, что уже не рассказали бы в сказке, а главное, в отличие от сказки, он сразу воспринимается скучно (потому что информация очевидная и, на мой взгляд, в дополнительном разжевывании совсем не нуждается) - но, слава богу, эта часть книги небольшая.

Финальная часть. Тут уже не на сказочном)
Финальная часть. Тут уже не на сказочном)

Что полезно знать об авторах:

  • Джон Коттер - почтенный профессор Гарвардской бизнес-школы лидерства, кассовый автор по версии New York Times, известный спикер "бизнес-мысли".
  • Холгер Ратгебер - бывший руководитель фармацевтической корпорации, партнер и соавтор Коттера.
  • Вдвоем у них компания Kotter International, и Коттер ее основатель, а Ратгебер - глава, так что эти двое явно являют собой именно то, о чем написали в сказке. То есть один генерирует идеи, другой их внедряет и следит за тем, чтобы процессы шли успешно на всех уровнях и этапах.
  • Если вы не очень воспринимаете бизнес-литературу в формате маленькой сказки, у Коттера и Ратгебера есть международный бестселлер «Наш айсберг тает. Как добиться результата в условиях изменений» (и это действительно полезная бизнес-книга, и тоже сказка - побольше).
Можно даже не вчитываться в текст, чтобы понять, о чем картинка, не так ли? Сурикат слева зовет собратьев помочь (поработать дополнительно). Энтузиазм явно зашкаливает :)
Можно даже не вчитываться в текст, чтобы понять, о чем картинка, не так ли? Сурикат слева зовет собратьев помочь (поработать дополнительно). Энтузиазм явно зашкаливает :)

Теперь субъективные ощущения от книги в целом. Начну с плюсов.

  • Подача в форме сказки - это отлично. Да еще и с такими классными иллюстрациями.
  • Небольшой объем, читается легко, оседает в голове моментально.

Минусы:

  • Очень много опечаток. В таком маленьком объеме, с таким шрифтом и в формате детской книжки это слишком бросается в глаза.
  • Ничего принципиально нового. Едва ли сейчас для кого-то из руководителей станет открытием Америки тот факт, что нужно сочетать творчество и дисциплину, генерирование идей и планирование.
  • Как и всегда с западным бизнес-опытом, это интересно, но в целом не применимо к нашему в силу очень многих обстоятельств. И даже на примере этой маленькой сказки это заметно.
-8

То есть «У нас так не делают!» не must-read книжка, но она очень классная в исполнении и потому отлично подойдет в подарок. Мне кажется, ее именно для этого, в первую очередь, и выпустили - в электронном виде ее очарование сильно теряется (особенно картинки). А еще, думаю, эта бизнес-сказка придется по душе тем, кто хочет с детства воспитывать детей в привязке к деловым коммуникациям. Лишним не будет - даже если ребенок вырастет "вольным художником", учиться взаимодействовать в коллективе ему все равно придется (хотя бы в школе). А в этой книжке есть кое-какие "лайфхаки" устами сурикатов)

Приятного чтения!

Обложка моей книги
Обложка моей книги

Понравился обзор? Спасибо за внимание! Автор будет рад лайкам, комментариям и подписке на канал!