Наше восприятие цвета субъективно. Один и тот же оттенок каждый видит по-своему, и вывести здесь какие-либо закономерности нельзя. Когда речь идет об эстетике и психологии, о стилях и моде, все это можно описать, но дать точный анализ удается не всегда. Однако сам цветовой спектр обладает некоторыми неотъемлемыми качествами, относительно которых можно сделать определенные выводы.
Каждый цвет имеет три главные характеристики. Первая -оттенок, то есть собственно говоря, его название (синий, желтый, зеленый и какой-либо еще). Вторая - хроматическая интенсивность. Имеется ввиду его насыщенность. Например, яркий красный, если в него добавить черной или белой краски, становится приглушенным, менее интенсивным. И третья характеристика - тональность, говорящая о том, насколько данный оттенок отражает свет, то есть в какой степени он темный или светлый.
Взаимодействие красок демонстрируется обычно с помощью цветового круга, или так называемого "колеса цвета". Основные категории цветов-следующие. Есть цвета основные. Их всего три - красный, синий и желтый. Теоретически, все остальные цвета создаются на основе этих и их смещения, но на практике это часто приводит к нежелательной потере хроматической интенсивности или искажению тонального звучания.
Есть также дополнительные цвета, получаемые за счет смещения двух из трех основных. Есть, наконец, и цвета производные, когда основной цвет смешивается с дополнительным.
Существуют также светлые оттенки, когда в тот или иной цвет добавляется белый, и темные, когда добавляется черный.
Выбирая нужный цвет, помните, что присутствие другого цвета может исказить понравившийся вам вам оттенок. Твердых правил здесь все нет, но все же знайте: находящиеся в близком соседстве взаимодополняющие цвета ( на цветовом круге они размещены напротив друг друга) имеют такое свойство, что один обогащает насыщенность другого и возникает напряженный контраст. А есть цвета - несовместимые, хотя и в чем-то сходные- например, ярко-розовый и каштановый, в основе которых один и тот же красный. Так вот, можно сделать так, что один из них будет незаметно подчеркивать другой, но если поместить их рядом да еще занять ими большие поверхности, почти всегда возникает дисгармония.