Весна. Время мыть окна.🤨
Меня всегда воодушевляет в этом процессе момент, что я буду совмещать это с прослушиванием аудиокниги.
В этот раз я слушала "Студентов" Трифонова. Немного осталось недослушанным, окна кончились. Но уже хочется написать о впечатлениях.
Кстати, до этого с творчеством писателя не была знакома. Вот, что узнала из лекций Дмитрия Быкова: родители Трифонова были репрессированы, он сам эвакуирован и лишь в 1943 году вернулся в родную Москву.
«Поступил семнадцатилетним в Литературный институт, где был на очень хорошем счету. Закончил он его, в качестве дипломной работы представив повесть «Студенты», опубликованную в 1951 году и сразу ставшую хитом.
Невзирая на то, что отец Трифонова был репрессирован, Сталин не возражал, хотя Фадеев поднял перед ним этот вопрос, но Сталин сказал лишний раз свою любимую фразу «сын за отца не отвечает». Сталин настоял на том, чтобы повесть «Студенты», напечатанную в «Новом мире», получила Сталинскую премию второй степени. Трифонов признавался, что ему стыдно об этой повести даже думать, что он всю жизнь мечтает ее переписать с начала до конца.»
Получается, что это дебют писателя?! Уж если он в самом начале так писал, то я хочу прочесть его более поздние работы.
Может, самому ему "Студенты" в итоге разонравились, мне читать было интересно и волнительно. Чем-то напомнило Бориса Васильева.
Сама я уже не застала такую студенческую жизнь, у современных студентов всё проще и даже прозаичнее. Да и первокурсники здесь намного старше привычных нам юнцов-студентов, они уже многое повидали, многие опалены войной, за плечами некоторых трудовые заводские будни. И вот теперь мирное время, впереди светлое будущее, Москва новая строится, наконец можно посвятить себя учебе и помечтать о своей великой цели - служить своему народу. Ребята учатся в Пединституте, хотят стать педагогами литературы.
Здесь много героев, но в них совсем не путаешься. Характеры отлично показаны. Следить за взаимоотношениями ребят очень интересно: строить догадки, как поведёт себя герой дальше, на что он способен, переживать за одного, сочувствовать другому, злиться на третьего.
Что ещё интересного узнала из лекции Д. Быкова:
«Бёлль называл его (Трифонова) первым советским писателем, который действительно эту всемирную славу завоевал. По-настоящему это так и было, потому что в Европе чтут, конечно, Шолохова или Пастернака, но они не были настольным чтением европейцев. Трифонов открыл Советский Союз, которого на Западе не знали. И по популярности своей на Западе он единственный, кто может сравниться с Солженицыным, некоторые ставят его выше.»
А Наталья Юрьевна Русова в своей книге "Книги, годы, жизнь. Автобиография советского читателя", о которой я рассказывала здесь, писала о Трифонове:
"...чем дальше, тем убежденнее считаю его гением отечественной прозы, чьим произведениям суждена «жизнь вечная».
...
читать Трифонова будут до тех пор, пока существует литература."