Как то давно, лет 25 назад, в журнале За Рулём была статья об автомобиле "Ока". Сравнивали "Оку" Серпуховскую и Оку КамАЗовскую. И вывод был такой - Серпуховская лучше покрашена, но хуже собрана. КамАЗовская хуже покрашена, но лучше собрана. Проверил на себе, делюсь впечатлениями.
В предыдущем посте было о Москвичах. Там, не смотря на то, что последний оказался откровенным ведром, остались в основном тёплые воспоминания и о машинах, и о марке Москвич в целом. Потом у меня был в машинах перерыв года два, и вот в конце августа 2000 года у нас в семье появляется "Ока" СеАЗ 11113 вишнёвого цвета. Новая. О ней и недолгий рассказ. И без положительных эмоций.
Что-то "юному" мне подсказывало, что сборку проще исправить, чем покраску, поэтому я считал, что лучше купить машину из Серпухова. Тем более журнал "За Рулём" я покупал каждый месяц и читал с удовольствием. И верил тому, что читаю! Специально Серпуховскую машину не искали, просто других в "салоне" не было.
Салон располагался недалеко от Москвы на Волоколамском шоссе. Сейчас там (вроде) дом 146 и куча строений. И назывался он "Орион Авто". А на документах стояла печать "Арион Авто", это я точно помню. На втором этаже слева от ворот оформляли документы, во дворе стояли машины. Несколько "Ок" боком к боку. И все они были какие-то косячные. Не помню точно что, но прямо подсказывало что-то, что покупать тут ничего не надо. Но верить в знаки свыше - это удел слабаков, решил тогда я, и выбирая, дошёл до дилеммы - зелёная или вишнёвая. Зелёная выглядела лучше, но у неё не было обогрева заднего стекла. Вишнёвая выглядела хуже, но у неё был обогрев. Когда работники автосалона узнали о моих проблемах выбора, они предложили за небольшую дополнительную плату поменять в машинах стёкла. Я отказался, но вишнёвую все же забрал.
Машинка, что не говори, а по виду была симпатичной. Торпеду, правда я хотел с приборами от ВАЗ-2106 (на зелёной она и была), а получил о ВАЗ-2101. Но за то у машинки был прикольный плюшевый салон в цвет кузова.
Постановка на учёт прошла не совсем гладко, по приезду домой, оказалось, что пропала справка-счёт. На следующий день я съездил и получил дубликат. А оригинал нашёл спустя полгода под задним сиденьем. Как он туда попал, для меня до сих пор загадка.
А вот дальнейший, традиционный для молодого меня, "тюнинг" прошёл быстро и безболезненно - музыка, тонировка, колпаки на колёса (на литьё разоряться не стал), добавил к торпеде "бороду" до пола, сделал в ней зелёненькую подсветку. Сделал подсветку ног при открытой двери (у меня сейчас на Аутлендере так сделано заводом 😂). На тонировке споткнулся о проблему - не смог ровно наклеить плёнку на заднее стекло, фен было попросить не у кого, поэтому плёнку оторвал, на заднее стекло повесил штору - с расстояния выглядело вполне себе. Темно и темно... Искал я обвес с передним и задним кенгурятником - были такие тогда для "Оки", превращая её в мини-джип, но те что нашёл, показались дороговаты, брать не стал.
И начал я активно кататься, держа в голове, что в "За Рулём" писали - сцепление на "Оке" слабый узел. Машину берёг, наверное, ВПЕРВЫЕ В ЖИЗНИ! Впервые в жизни я берёг машину!
Но тем не менее где-то ближе к 4 тысячам пробега сцепление отъе... вышло из строя. Поехал я разбираться по гарантии и тактично был послан пешим ходом по известному всем маршруту. Сцепление, согласно договора, в гарантию не входило.
Делать нечего, купил новый диск. Гаражный мастер "Василий" мне его установил. А я ездить стал ещё бережней.
С началом осенних дождей Ока показала себя с прекрасной бодрящей стороны - в салон вода текла сразу с трёх мест. Из-под лобового стекла с верхнего левого угла прямо мне на левую коленку. Из-под уплотнителя водительской двери, из-под рамки окна, прямо мне на левое бедро. И сверху из-под крышки багажника - просто в багажник. Благо пассажир (пассажирка) была сухой.
В октябре того же года пришлось однажды вечером ехать из Красногорска в Волоколамск по срочному делу. Еле доехал. Постоянно пробивало свечу в одном из двух цилиндров. Машина работала на "полтора котла", еле довезла. Вернулись уже в кромешной тьме.
В марте месяце, уже следующего 2001-го года, забив на ненавистную аспирантуру, я устроил пробег на "Оке" из Архангельского (Подмосковье) в Малоярославец (Калужская область). Цели были три. Первая и самая главная - не ходить в институт. Вторая - прокатиться до Малоярославца, до поля, на котором проходит ежегодный Мотофестиваль, на который я езжу на мотоцикле, и посмотреть, как там дела в марте. И третья, сопутствующая цель, посчитать, сколько "Ока" сожрёт бензина в таком режиме, чтобы свериться с тем, что написали в "За Рулём".
Первая цель достиглась сама собой. Вторая - туда-то я доехал, а вот обратно... Обратно машинка начала троить (однить, наверное, более правильно), пока совсем не заглохла. Замена свечей ничего не дала, но искра была какая-то "не такая". Снял коммутатор, поймал такси, доехал до ближайшего автомагазина, купил новый, на том же "бомбиле" вернулся к машинке. Поменял - эффекта ноль. До дома 100 с лишним км. Март. Мокро, холодно, лужи с грязной водой. Попробовал поставить обратно родной - завелась как ни в чём не бывало и шустро повезла меня в направлении дома. Домой я попал уже в сумерках и спалился, что занимался откровенной хернёй, вместо нормальных дел.
А когда подбил расходы по бензину,то вышел средний расход больше 7 литров на сотню. И зачем тогда этот весь сыр-бор было городить, если та же вазовская "Девятка" даст похожие цифры?
И я разразился бумажным письмом в редакцию "За Рулём". А мне не ответили. Решили, наверное, что я ненормальный )))
А потом у меня отъе полетел ещё один диск сцепления. На дворе уже был май месяц. Гаражный мастер "Василий" предложил разобраться всё-таки в проблеме. Потому что ему, хоть и за деньги, надоело регулярно менять мне диски. В "Оке" достаточно плотная компоновка, и лазить там и что-то ремонтировать, особенная сноровка нужна. И руки должны быть похожи на щупальца осьминога - такие же тонкие, и такие же гибкие.
Ларчик открылся просто. И немного не с той стороны. Дело было не в дисках. На двигателе был кривой маховик, который из-за своей кривизны вращался в нескольких плоскостях вместо одной. Это и приводило к выпрыгиванию из своих штатных мест демпферных пружин. Пружина становилась враскоряку, сцепление переставало работать. Это и предопределило то, что машину надо продавать. Потому что вложения в неё уже начинали подбираться к её второй стоимости (шутка). А без шуток - простаивала тогда, когда была очень нужна!
Подал я объявление в газету "Из рук в руки" и стал ждать.
Но тут неожиданно подошло время мотофестиваля в Малоярославце. Прав на мотоцикл у меня тогда ещё не было, хотя первый мотик у меня появился ещё в 1993, я решил поехать на машине.
Впервые в жизни на мотофестиваль на машине я поехал именно тогда )))
Со мной, помимо жены напросились трое балбесов, один лет 17-ти от роду и двое лет 14-ти. Я их засунул на заднее сиденье, благо были небольшого объёма и веса, и мы тронулись в путь.
Но на Киевском шоссе в районе Обнинска на светофоре загорелся красный, впереди пыхтя сжатым воздухом остановился гружёный песком ЗиЛ-130. Я начал притормаживать тоже, но педаль провалилась в пол, а машинка продолжала весело бежать к своему последнему причалу. К нашему последнему причалу... А почувствовал себя компрессором, лихорадочно качая педалькой и выискивая щель, куда можно уйти от столкновения. Качок на пятый тормоза стали схватывать, машинку я остановил. Все выдохнули и продолжили путь.
Вскрытие показало - в задних барабанах сорвало все четыре накладки со всех четырёх тормозных колодок.
Тут я оставлю этот эпизод без комментариев. То что я был в аху очень удивлён. Это ещё мягко сказано.
После этого продажа машины стала неизбежной.
А в самом Малоярославце я носился на ней по территории фестиваля и на бис штурмовал канавы, в которых торчали застрявшие УАЗики.
По возвращении с феста мне позвонил покупатель. Я в срочном режиме поменял колодки, машину отмыл, отчистил и поехал показывать. На встречу к 25-летнему мне, одетому в кожаные штаны, в футболку с черепами и кожаную бандану, подъехал мужчина лет 40-ка с небольшим, в светлых наглаженных брюках, в белой поло и на белом Мерседесе S500 в кузове W126.
Спросил про машину, почему я её продаю... Пришлось соврать. ПРИШЛОСЬ СОВРАТЬ, блин... Хотя врать не люблю, да и не умею. Хотя он мне наверное тоже соврал, что жене. Наверное под какую-то разовую и не очень законную акцию, я думаю ))))
Мы ударили по рукам, и на следующий день я написал ему генеральную доверенность и проводил взглядом свою уезжающую не очень удачную покупку. И дальше следы машины теряются...
Это был конец июня 2001-го года. Машиной я владел чуть больше 9 месяцев. И это были девять месяцев непрекращающейся с ней борьбы. 9 месяцев ужаса. За 16 тысяч километров, что я на ней проехал, я заменил три диска сцепления. Продал с четвёртым!
За сколько продал - не помню. Купили её в "салоне" примерно чуть больше, чем за 2000$.
(Хотя у моего крёстного была в те годы ВАЗовская Ока ещё советской сборки, года 1989-го. В ней не ломалось ничего. Ну почти. Она у него ездила, пока полностью не сгнила...)
А я в августе того же 2001 года бросился из огня да в полымя и купил машину "своей мечты" - УАЗ-31514. Но это совсем другая история и тема отдельной статьи.
Спасибо всем, кто дочитал до конца.