Найти в Дзене

Ученик не хочет заниматься. Что делать?

Бывали ли у вас случаи, когда ученик приходит на урок уставшим, подавленным и без особого желания работать? Рассмотрим, как действовать учителю в такой ситуации. Почему так получилось? За нежеланием заниматься могу стоять самые разные причины: от обыкновенной усталости и недосыпа до затяжного эмоционального выгорания и даже депрессии. Самые частые из них мы уже разбирали в статьях: Как начать урок, если ученик пришел уставший? Чтобы ученик сумел полностью восстановить свое физическое и эмоциональное состояние, понадобится немало времени. На уроке у нас нет этого времени, поэтому нам важно отвлечь ребенка от этого состояния на ближайшие 30-50 минут. Ключевое слово тут — «отвлечь». Например, вы можете вовлечь ученика в игру. Для учеников младшей школы отлично подойдут активные игры руками. Например, вы можете использовать известную игру «соку, бачи, вира» (soco, bate, vira). Как правило, у данной игры есть музыкальное сопровождение, но оно не обязательно, т.к. темп вы можете задавать сам
Оглавление

Бывали ли у вас случаи, когда ученик приходит на урок уставшим, подавленным и без особого желания работать? Рассмотрим, как действовать учителю в такой ситуации.

Почему так получилось?

За нежеланием заниматься могу стоять самые разные причины: от обыкновенной усталости и недосыпа до затяжного эмоционального выгорания и даже депрессии. Самые частые из них мы уже разбирали в статьях:

Как мотивировать ученика на уроке?
Дзен для учителей Учи.Дома13 января 2023
Почему я так устаю? 8 шагов к восстановлению энергии
Дзен для учителей Учи.Дома17 ноября 2022

Как начать урок, если ученик пришел уставший?

Чтобы ученик сумел полностью восстановить свое физическое и эмоциональное состояние, понадобится немало времени. На уроке у нас нет этого времени, поэтому нам важно отвлечь ребенка от этого состояния на ближайшие 30-50 минут. Ключевое слово тут — «отвлечь». Например, вы можете вовлечь ученика в игру.

Для учеников младшей школы отлично подойдут активные игры руками. Например, вы можете использовать известную игру «соку, бачи, вира» (soco, bate, vira). Как правило, у данной игры есть музыкальное сопровождение, но оно не обязательно, т.к. темп вы можете задавать сами.

Схема физкультминутки «СОКУ-БАЧИ-ВИРА»
Схема физкультминутки «СОКУ-БАЧИ-ВИРА»

Суть игры заключается в том, что на каждое слово есть определенное действие: «соку» — удар кулаками друг о друга, «бачи» — хлопок ладошками, а «вира» — хлопок перекрещенными руками о плечи. Начинается все с медленного темпа, а затем постепенно ускоряется:

С учениками средней и старшей школы можно использовать практики из арт-терапии, о которых мы подробно рассказали в статье:

Арт-терапия на уроке: помогаем ученику справиться с эмоциями
Дзен для учителей Учи.Дома22 февраля 2023

Взрослым ученикам вы тоже можете предложить физкультминутку: подростки тоже не прочь окунуться в детство и отвлечься от серьезных тем.

Тайм-менеджмент

Еще одна частая причина усталости и отрешенности на уроке — неправильное планирование своего времени, неумение верно распределить и разделить задачи.

Тайм-менеджмент - это эффективное планирование рабочего времени для достижения целей, нахождение временных ресурсов, расстановка приоритетов и контроль выполнения запланированного.

Наша кратковременная память — ограниченный ресурс, поэтому попытки удержать все в голове обычно не заканчиваются успехом. Часть дел мы переносим на попозже, а про часть и вовсе забываем.

Прививайте ученикам привычку фиксировать информацию письменно (на бумаге или электронном носителе): так вы сможете разгрузить мозг и направить энергию на решение текущих задач.

Большинство школьников помимо дополнительных занятий посещают тренировки, секции, а также выполняют обязанности по дому и домашнее задание. Если не научиться правильно распределять ресурсы, то очень быстро можно прийти к хронической усталости.

-3

С чего начать?

Порекомендуйте ученику при составлении расписания учитывать режим сна, время приема пищи, время на дорогу. А также делить все свои задачи на жесткие и гибкие.

Жесткие задачи не зависят от ученика и он ими никак не может управлять. Например, школьные уроки или занятия с репетитором. Как правило, такие задачи имеют четкое время и повторяются.

Гибкие задачи — это задачи, которыми ученик способен управлять самостоятельно. Например, помощь родителям по дому или время выполнения домашнего задания. Они не имеют четкой привязанности ко дню или ко времени, поэтому важно ставить четкий дедлайн самостоятельно.

Дедлайн — крайний срок выполнения задачи или работы, определённый момент времени, к которому должна быть достигнута цель или задача.
-4

Как управлять временем?

Для того чтобы ваш ученик смог быстро вернуться в строй, уделите ему 5-10 минут от урока и поделитесь инструкцией, как спланировать свой день:

  1. Возьми лист бумаги и раздели его на 7 частей, либо используй готовые планеры, позволяющие расписать задачи на всю неделю. Планеры могут быть как в письменном формате, так и в электронном.
  2. Выпиши все жесткие задачи (учеба, доп. занятия), которые нужно выполнить в определенный срок.
  3. Сохраняй баланс между рабочим процессом и отдыхом. Например, 50/50 или 60/40.
  4. Выдели время для сна. Желательно не менее 8-9 часов.
  5. Выдели время для приема пищи.
  6. Выдели время, когда ты сможешь уделить время себе, родным и друзьям.
  7. Выдели время для домашней работы и своего хобби.
  8. Выдели время на сборы и дорогу. Со временем это можно будет не учитывать, т.к. это будет происходить на автомате.
  9. Учитывай, что некоторые дела могут занять больше времени, чем ты рассчитывал. В твоем плане должно быть несколько промежутков на случай таких ситуаций.
  10. Старайся разбивать большие задачи разбивать на более мелкие. Например, чтобы не сидеть долго за выполнением домашнего задания разбей его выполнение на 2-3 дня и выполняй частями.
  11. Размести план на видное место и постарайся придерживаться его.
  12. Если понимаешь, что за полдня или за день ты сделал крайне мало, не ругай себя, подойди к этому конструктивно: подумай, почему так получилось и как ты можешь перестроить расписание, чтобы сделать его удобнее.

Со старшими учениками отлично работает метод Эйзенхауэра, который поможет ему систематизировать приоритетность задач. Для этого ученику необходимо разделить лист бумаги на 4 части, каждая из которых будет определять степень важности задания:

Матрица Эйзенхауэра — метод тайм-менеджмента, который помогает выделить из потока дел самые важные и срочные, и распределить остальные задачи по срочности и ценности, что способствует балансу рабочей нагрузки.
Матрица Эйзенхауэра — метод тайм-менеджмента, который помогает выделить из потока дел самые важные и срочные, и распределить остальные задачи по срочности и ценности, что способствует балансу рабочей нагрузки.

Так ученик сможет быстро оценить ценность каждой задачи, часть из них взять в приоритет, а часть отодвинуть на задний план или совсем убрать.

Анастасия Сомова, методист Учи.Дома

#мотивация #учителям #учи.дома #онлайншкола #онлайнобучение #онлайнобразование