По оценке "ИнфоТЭК", мощность нефтяных экспортных путей страны более чем в два раза превышает объем показателей 2022 года
МОСКВА, 6 апреля. /ТАСС/. Казахстан стремится диверсифицировать поставки своей нефти на экспорт, используя новые маршруты, например, Актау - Баку, однако с точки зрения экономики такие поставки не являются выгодными, говорится в обзоре аналитического центра "ИнфоТЭК".
По оценке экспертов, суммарная проектная мощность нефтяных экспортных маршрутов Казахстана (без учета железнодорожных перевозок в Центрально-Азиатском регионе) на сегодняшний день составляет 139 млн т в год, что более чем в два раза превышает объем отправленной на экспорт нефти в 2022 году - 64,3 млн т. На маршруты через Россию пришлось 62,7 млн т, или 97,5% от всего нефтяного экспорта Казахстана 2022 года.
В августе 2022 года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил "Казмунайгазу" диверсифицировать поставки нефти и развивать морские перевозки нефти и нефтепродуктов по Каспийскому морю в Азербайджан и далее на мировые рынки. "ИнфоТЭК" отмечает, что речь идет о реанимировании так называемой Казахстанской каспийской системы транспортировки (ККСТ), соглашение о развитии которой было подписано еще в 2006 году, но в полной мере маршрут так и не использовался.
Кому выгоден маршрут
В марте 2023 года "Азербайджанское Каспийское морское пароходство" сообщило, что Казахстан отправил первую партию нефти объемом 6,9 тыс. тонн с месторождения Кашаган по маршруту Актау - Баку через Каспийское море.
"Что в результате реанимации ККСТ получили участники этого проекта? Казахстан - шестой нефтяной экспортный маршрут: самый протяженный (от Актау до Джейхана 2 100 км, по КТК до Новороссийска - 1 511 км), самый дорогостоящий (до $100 за тонну нефти, тариф на КТК - $38,4), но соотнесенный с "любой географической точкой мира", - пишет "ИнфоТЭК", отмечая, что и КТК также дает выход в любую точку мира после прохода танкеров через турецкие проливы Босфор и Дарданеллы.
По оценке экспертов, акционеры системы Баку - Тбилиси - Джейхан за счет дополнительных объемов прокачки в 1,5 млн тонн казахстанской нефти в год получат доход до $120 млн (не считая налоги и другие отчисления).
Акционеры КТК, в том числе ключевые участники проектов Тенгиз (Chevron и ExxonMobil), Кашаган (Eni, ExxonMobil, Shell) и Карачаганак (Shell, Eni, Chevron), при снижении объемов прокачки в Новороссийск (в случае переориентации на Баку 1,5 млн тонн казахской нефти) недосчитаются по максимуму около $60 млн годовых доходов, подсчитал "ИнфоТЭК".
"Зато после официальной реанимации ККСТ Астана получила небольшой, но все же аргумент, символизирующий дистанцирование лояльного к коллективному Западу Казахстана от бомбардируемой нелегитимными санкциями России", - отмечают эксперты.