Демпинг — это намеренное занижение цен для вытеснения конкурентов. Давайте разберемся, почему это плохо.
Стратегия выставления низкой стоимости кажется выгодной для начинающих репетиторов и студентов — у них еще нет никакого сарафанного радио и они не знают, чем зацепить клиентов, кроме как привлекательной ценой. В целом, я не вижу в этом ничего страшного, с чего-то надо начинать, все мы там были.
А вот когда вы, "продолжающий" или опытный репетитор, выставляете стоимость в 300 рублей за урок, от этого хорошо только клиентам, да и то ненадолго. Поясню, почему.
Чем плохо для вас
Можно потешить самолюбие, рассказывая, что у вас очередь из учеников, что клиенты дерутся около двери вашего подъезда не на жизнь, а на смерть, а победитель получает урок с вами. Да, приятно, что желающих много, приятно считать себя востребованным. Вот только осознание того, что клиенты с вами из-за денег, больно кидает о землю. Как только речь пойдет о повышении стоимости (кушать-то хочется), большинство уйдет. Потому что они изначально искали, где подешевле. Им всё равно на качество уроков, главное — низкая цена.
Мы, репетиторы, не умеем работать вполсилы. Мы готовимся к урокам, потом ведем их и в горе и в радости, и больные и уставшие, потому что не можем подвести. А если еще и за свой труд получаем 3 копейки, то сгораем как спички. Очень быстро. Потому что цифры на счету не соответствуют затраченным усилиям.
Есть шанс возненавидеть свою работу, свой предмет, да и дурацких тупых детей, которые чего-то там опять не понимают и домашки не делают. Ухудшается качество уроков, вы забиваете на подготовку и уже работаете спустя рукава, потому что ну не хочется.
Когда становится совсем невмоготу, отменяете уроки по болезни и лежите лицом в подушку. Безусловно, я преувеличиваю, но сильно ли преувеличиваю?
Чем плохо для конкурентов
То есть для таких же репетиторов.
Они видят, что некая Татьяна Михална со своим двадцатилетним стажем берет 300 рублей за урок, и думают "ну куда я? ну где я, а где Татьяна Михална, у меня такого опыта за плечами нет, я не могу брать больше, чем она." Работают за маленькие деньги. Выгорают.
Родители, которые платят копейки за уроки, разносят это по своему городу, и после этого в голове репетиторов появляется мусор "в моём городе это средняя цена", "да никто не будет платить за урок столько денег!". Друзья мои, кто придумал эту среднюю цену по городу? Кто сказал, что столько денег никто платить не будет?
Не существует никакой средней или рыночной цены на услуги. Цена — это соглашение между продавцом и покупателем, что первый готов за столько оказать свою услугу, а второй готов за столько её получить. Всё.
Всегда будут существовать те, кто готов платить только 300 рублей, им не важно качество. Всегда будут существовать те, кто готов платить 5000 рублей за хорошую услугу. Вопрос в том, каких клиентов вы хотите привлечь. И последние явно не будут объявления с низкой стоимостью даже рассматривать. Зачем? Если дешево, значит плохо.