В данной статье речь пойдёт об аниме "Кровь-C"; в эту серию входят одноимённый мультсериал и полнометражный мультфильм с подзаголовком "Последний Тёмный". В аниме-сообществе принято критиковать оба проекта - главным образом, за глупый сюжет; дескать, если создатели не смогли "сказать" ничего нового, лучше бы "молчали". Вот только я не считаю, что создателям не удалось "сказать" ничего нового, и намерен доказать это.
Итак, "Кровь-C" - это одна из поздних частей франшизы "Кровь", состоящей из нескольких аниме, видеоигр, полнометражных фильмов, романов и манги. Всё это - очередная франшиза о вампирах; а на таком поприще, в принципе, сложно сказать что-то новое. На западе "Блэйд", "Сумерки", фильмы о "Дракуле" (которого в поисках креатива даже в космос отправляли...) и куча менее запоминающихся произведений; а в Японии "Хеллсинг" и "Ди: Охотник на вампиров" с колоритными протагонистами в обоих случаях: один настолько крут, что стреляет из шестнадцатикилограммового пистолета, а другой каким-то чудом наловчился выхватывать из ножен за спиной двуручный меч длиной в человеческий рост - вопреки законам физики, т. е. игнорируя материю и пространство. К тому же в Японии есть собственная куча менее запоминающихся "вампирских" произведений, выбраться из которой не так-то просто; для этого нужно что-то крутое! Именно так и появилось переосмысление франшизы, т. е. "Кровь-C"; ибо ранние произведения не имели особой культовости. Я давненько смотрел короткометражное аниме "Кровь: Последний вампир" (с которого началась вся франшиза) и первый сериал "Кровь+"; ни то, ни другое мне особо не запомнилось. В отличие от аниме "Кровь-C", где сочетаются красивая рисовка, качественная анимация, детальное и одновременно быстрое построение боёв, интересные дизайны монстров, с которыми борется главгероиня, притягательная и вместе с тем пугающая атмосфера, а ещё музыка, которую хочется слушать снова и снова. Однако... всего этого оказалось мало аниме-снобам. Их главная претензия: сюжет тупой. Да - тупой! Сюжет "Кровь+" тоже не блистал гениальностью; при этом смотреть тот сериал было скучно (ибо серий дофига, а событий мало - типичное растягивание сюжета, что не идёт ему на пользу!). В итоге "Кровь+" оказалась проходным аниме, о котором сейчас никто и не вспомнит без надобности. Зато "Кровь-C" отхватила такое количество негативных отзывов, на которое вряд ли рассчитывали создатели аниме! И ведь было бы, на что обижаться зрителям и критикам; в смысле, был бы предыдущий сериал "непорочным и культовым", или хотя бы короткометражка - "шедевром на все времена", тогда можно было бы ругать новое аниме за то, что оно "уронило планку". Вот только... планку не роняли. И даже больше - сама же "Кровь-C" задала новую планку по всем параметрам, кроме сюжета!
Но что именно не так с сюжетом? На что обозлилось большинство? Если честно, мне и самому непонятно - особенно, в сравнении с сюжетом первого сериала (не думаю, что в этом плане появилась хоть какая-то деградация). Тем более, когда "Кровь-C" критикуют те же люди, что хвалят "ДжоДжо", который тоже не отличается гениальным сюжетом. Многие признают, что воспринимать всерьёз весь тот сюр, творящийся в "ДжоДжо", просто нельзя, и всё равно с интересом смотрят то аниме! Хотя "ДжоДжо" даже не является чистой комедией, особенно - комедией абсурда, вроде "Голого пистолета"; тут уж "ДжоДжо" куда ближе к "Комнате" Томми Вайсо. Абсурд, преподносящийся на полном серьёзе, уместный и неуместный пафос от персонажей с нередко неадекватной внешностью, сравнительно небольшое количество намеренного юмора - это всё "ДжоДжо"! Да, вещь на любителя. Но несоразмерного негатива она не получила! Конечно, в "Кровь-C" более безысходная атмосфера, сосредоточенная именно на нагнетании ужаса, так что и воспринимается всё иначе, особенно - главный сюжетный поворот в конце; однако... если вспомнить, как отличается образ главной героини Саи в "Кровь-C" от её образа в предыдущих частях франшизы, ещё в самом начале нового сериала обязан возникнуть вопрос, как она докатилась до такой жизни (здесь же, явно, что-то нечисто!). И то, что происходит в конце, неплохо объясняет всё. Или те, кто критикует это аниме, не смотрели "Шоу Трумана", раз уж не могут поверить в существование каких-нибудь богачей, которые не знают, куда девать деньги, а потому вкладываются в наблюдение за интересными им субъектами в контролируемых реалиях? Ну, а "Голодные игры" те аниме-снобы тоже обложили разгромными отзывами? А "Игру в кальмара"? Ну, а Хеллсинг, где есть и стиль, и атмосфера, и... абсурдность сюжета? (а ещё обилие пафоса, компенсирующее недостаток хореографии в боях).
Подведу промежуточный итог. Да - сюжет в "Кровь-C" не ахти какой. Впрочем, крепкого сюжета во всей "кровавой" франшизе никогда и не было. Да и не за сюжет любимы такие франшизы, а за зрелищность и атмосферу, с которыми в "C" полный порядок! Ибо, если на всё смотреть через призму сюжета, внезапно окажется, что и классика, вроде "Эон Флакс", ничего не стоит. Можно пойти и ещё дальше - ругать за плохие сюжеты... жанр хентая. Ведь его не ради сюжета смотрят, к тому же ругать хентай за плохой сюжет - это всё равно что избивать инвалида. Если, конечно, этим инвалидом не окажется Гатс из "Берсерка", который сам изобьёт кого угодно)) Это к тому, что даже в хентае есть интересные сюжеты, но их раз-два, и обчёлся ("Кайт" и "Красотки-головорезы", как пример); в основном же хентай - не про сюжет, но справедливости ради стоило упомянуть.
Ещё - хочется выразить признательность создателям серии "Кровь-C" за то, что вопреки негативным отзывам на сериал всё-таки создали полнометражку - и доделали серию "C". Видно, что эти люди относились к работе не спустя рукава, и что невысокие оценки сериала не испугали их! Впрочем, полнометражное аниме всё-таки оказалось слабее сериала, ибо планку, заданную хореографией боёв, анимацией, дизайном монстров, атмосферой и музыкой, оказалось не так уж просто преодолеть во второй раз. Но, по крайней мере, эту серию удалось достойно закончить и "не слить".
Наконец, о моих впечатлениях касательно недавнего пересмотра этого аниме. Собираясь пересмотреть его впервые за несколько лет, я даже не думал, что оно окажется НАСТОЛЬКО актуальным для нашего времени! Просто представьте себя на месте главной героини:
☠ Вас пичкают транквилизаторами, делающими вас глупее: доверчивыми, неспособными критически мыслить, а также быстро думать, когда это необходимо, в т. ч. когда от ваших действий зависит чья-то жизнь. Другой негативный эффект транквилизаторов: неуклюжесть, спровоцированная частой "затуманенностью" разума (да, такой вот намёк на ныне спорные пpививки с огромным списком потенциальных побочек ⚕).
☠ При этом вас убеждают сражаться - убивать противников и рисковать собой, будучи ДАЛЕКО не в лучшей форме для боя, что ещё и уменьшает вероятность спасения тех, кому нужна помощь (опять же неуклюжесть + неспособность быстро думать ☣).
☠ При этом те, кто заставляет вас сражаться, САМИ же создают вам врагов, а вас же продолжают убеждать, что вы - защитники всего хорошего от всего плохого ⚔
☠ При этом те, кто дурит вас, всё ещё остаются намного слабее вас самих; всё, что они могут, - это делать упор на собственную хитрость и чужую алчность.
☠ При этом ваша якобы священная родина на деле оказывается лишь "загоном для скота, ожидающего убоя", где нет ничего святого. Всё - иллюзия, созданная специально для вас, дабы вы верили манипуляторам и делали то, что они хотят.
☠ При этом "скотом для убоя" оказываются сами тамошние жители, подкупленные "ништяками", обещанными такой системой; поэтому все молча исполняют роли, на которые подписались. Естественно, роковой момент, когда их самих пускают на убой, для каждого становится "полнейшей неожиданностью, которой ничто не предвещало".
☠ При этом кроме такой "массовки" есть и обладатели ключевых ролей, более важные для существования всей этой системы, а потому защищённые от "случайной смерти" (аналогия с марионеточными политиками). Впрочем, даже они не смогут избежать расплаты за "самоуправство", т. е. действия, не предусмотренные "сценарием".
☠ При этом массовке дают ознакомиться с крайне урезанной версией сценария (в нашем мире это как доверять официальным СМИ, которые никогда не рассказывают всей правды). Ключевые актёры прекрасно знают, насколько опасно быть массовкой - но всё равно молчат, ибо имеют куда б0льшие ништяки; да и страх пойти против сценария делает своё дело.
☠ При этом случается атака на школу - с множеством жертв; естественно, "санкционированная" самой системой (в последние годы было многовато подобных инцидентов - с различными версиями-причинами произошедшего, вплоть до теорий заговора).
☠ При этом реальная власть в том мире принадлежит корпорациям, способным "пропихнуть" на любой государственный пост любого нужного им политика - либо сделать политиком кого угодно (да, демократия обеспечивает наилучшие условия для существования тайных обществ с политиками-марионетками; а старая мудрость гласит, что свято место пусто не бывает).
☠ При этом существует некий "мирный" договор между "элитой" человечества (к примеру, семьями, построившими корпоративные империи) и таинственной расой "Древних" - демонических существ, питающихся людьми. Несмотря на то, что договор мирный, буквально он означает, что человечество не будет противостоять Древним, а те не будут убивать людей больше, чем требуется для пропитания (то, что человечество находится в тайной власти иных разумных рас, часто обсуждается в конспирологических кругах).
☠ А ещё затрагивается тема сомнительных правительственных решений, якобы направленных на защиту населения, но на деле чрезмерно ограничивающих свободу людей.
Всё это есть в мультсериале "Blood-C" и полнометражном аниме "Blood-C: The Last Dark". И всё это либо встречается в реальной жизни, либо является популярными конспирологическими теориями, которые сейчас не так уж просто оспорить. Странные совпадения. Тем не менее, рекомендовать данное аниме к просмотру я не буду: кому-то не понравятся жестокие сцены, а кто-то не поймёт сюжет, ибо повествование неидеальное - очень часто информация подаётся намёками, в т. ч. неочевидными, так что придётся посмотреть сериал минимум дважды, дабы всё уловить. Многие не поняли серию "Кровь-С" и поспешили наставить ей низких оценок даже вопреки таким очевидным плюсам оной, как рисовка, музыка, атмосфера и прочее.