Сегодня отмечается день рождения московского трамвая. В ретроспективе Северо-Восточный округ Москвы является не только родоначальником, но и катализатором эпохи электрического трамвая. Именно здесь 25 марта (6 апреля) 1899 года городские власти торжественно открыли электрифицированную линию. А уже на следующий день в рейс отправился первый московский трамвай. СВАО.Today собрал 5 историй о «колесно-рельсовом рогаче».
История 1: Трамвай, который идет на северо-восток…
Первый маршрут «электрической кареты», как поначалу называли москвичи новое чудо техники, пролегал от Бутырской заставы (остановка находилась на входящей сегодня в состав СВАО части Савеловского вокзала) через Верхнюю и Нижнюю Масловки до Петровского парка. Первыми в трамвае проехали московский губернатор гофмейстер Александр Булыгин, московский городской голова князь Владимир Голицын и другие высокопоставленные чины.
С 27 марта (8 апреля) вагоны курсировали с интервалом в 14 минут с восьми утра до восьми вечера. Стоимость проезда по всей линии составляла 6 копеек. Трамвай развивал немыслимо высокую по тем временам скорость – до 27 км/ч. Первые вагоны Москва купила в Гамбурге на заводе Фанкельрид. В салоне были установлены две продольные скамьи на 20 мест для сидения летом и 18 зимой.
История 2: Не курить сорить!
В октябре 1903 года Московская городская Дума установила правила пользования трамваем. В вагон запрещалось входить арестантам в сопровождении конвойных, больным заразной хворью, людям в грязной и пачкающей одежде, находящимся в нетрезвом виде. Категорически запрещалось курить, щелкать семечки и сплевывать шелуху на пол, плевать и мусорить. В темное время суток водитель или кондуктор были обязаны зажечь наружные фонари. В холода металлические поручни салона обматывались сукном, а пол вагона устилался соломой.
История 3: Легенда №17
Московский трамвай быстро обретает неслыханную популярность. В сентябре 1904-го трамвай пошел по новой Марьинской линии – от Сухаревской площади до Марьиной Рощи. А в 1911-м появился самый востребованный маршрут №17. Он соединял Рижский вокзал с Новодевичьим монастырем и пролегал через самый центр Москвы.
Семнадцатый трамвай по сей день перевозит рекордное количество пассажиров, хотя давно уже колесит совершенно другим путем. Это единственная возможность быстро доехать в удаленные от метро части Бабушкинского, Южного и Северного Медведково. Кроме того, удобно добираться от станции «ВДНХ» до жилых домов на проспекте Мира в Ростокино. Именно по этой причине трамвай-легенда №17 остается самым загруженным в столице, ежедневно перевозя порядка 70 тысяч пассажиров.
История 4: Вчера, сегодня и завтра депо имени Баумана
Импульс стремительному развитию трамвайного сообщения придает построенное в 1933 году «Ростокинское трамвайное депо». Четыре года спустя ему присвоили имя революционера Николая Баумана. Депо в Ростокино заместило трамвайный парк на Новорязанской, который переоборудовали во 2-й троллейбусный. Это позволило городским властям провести в 1939-м существенную реорганизацию трамвайных путей в связи с открытием Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВДНХ).
Малоизвестный факт: эпизод легендарной киноновеллы «Наваждение», в котором Шурик и Лида, поглощенные подготовкой к экзамену, садятся в трамвай, снимался возле разрушенного ныне Музея городского транспорта в 1-м Сельскохозяйственном проезде. Вагон «Татра-3» под № 530, в котором ехали главные герои, был приписан к Депо имени Баумана.
На сегодняшний день эксплуатационная площадка обслуживает семь маршрутов. В ближайшее время парк ожидает комплексная реконструкция. Его площадь увеличится в два раза.
История 5: «Вот до чего эти трамваи доводят!»
Классики русской и советской литературы часто одушевляли трамвай. «Железному рогачу» придавали определенный характер – от задушевного и доброго до зловещего и сатанинского. Авторы произведений тонко подметили, что для одних обывателей новый вид транспорта ассоциировался с техническим прогрессом, а для других – с железным бездушным монстром, вытесняющим дорогую многим сердцам лошадь.
В самом начале романа Булгакова «Мастер и Маргарита» под колёсами трамвая гибнет Берлиоз. И это не просто несчастный случай: трамвай наделен в романе мистическими, даже демоническими чертами, это средство казни Берлиоза за его неверие в бога и дьявола.
В одном из проектов памятника Булгакову на Патриарших прудах, представленных на конкурс в 1999 году, предлагалось «организовать дополнительный вход в парк на гипотетическом месте гибели Берлиоза с воссозданием реалий романа (фрагмента трамвайных путей, турникета, булыжного мощения и т. д.) Однако историки расстроили автора инициативы, пояснив, что в этом месте трамвайных путей никогда не было, хотя под влиянием романа некоторые старожилы Москвы «вспоминали», что своими глазами видели трамваи на Патриарших.