Частая, особенно в последнее время неприятность: банк не проводит платеж, блокирует расчетный счет, требует кучу документов, и самое страшное отказывает в дистанционном банковском обслуживании и замораживает денежные средства на счете.
Если быть точным, то банк не «блокирует» расчетный счет, а приостанавливает дистанционное банковское обслуживание.
Не имея доступа к управлению своими деньгами, у клиента банка складывается ощущение, что счет заблокирован, но это не так. Банк не сможет отказать в проведении операций, если клиент захочет:
- - вернуть денежные средства отправителю как ошибочно зачисленные;
- - перевести деньги на свой счет, открытый в другом банке, и закрыть счет в банке, который инициировал прекращение сомнительных операций;
- - оплатить налоги.
И это закон, в этом банк отказать не может!
Постараюсь кратко рассказать, что с этим делать и как постараться этого избежать!
Что такое 115-ФЗ?
Говоря простым языком, 115-ФЗ – это закон о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Он был принят в России в 2001 году и был направлен на борьбу с организованной преступностью и терроризмом.
Борьбу с терроризмом не рассматриваем, это не наша специальность!
Но с течением времени и развитием банковской системы, помимо основных функций, он стал основным инструментом борьбы с банальным обналичиванием денежных средств – проще говоря обнал!
Как это произошло?
В один прекрасный день, ЦБ РФ решил переложить работу по противодействию обналу на банки, мол так логичнее - ловить на передовой! А со временем придумал наказание для банков, за недостаточное рвение в этой работе.
В итоге сегодня имеем – что имеем! Банки теперь лютуют!
Основные причины, на основании которых банки приостанавливают обслуживание.
Сразу скажу, причины мягко говоря субъективные.
- на оплату налогов и иных начислений приходится меньше 1% от оборота по счету;
- нет выплат ЗП и страховых взносов;
-операции не совпадают с видами деятельности компании или ИП;
- сомнительные контрагенты;
(как не допустить этого смотри МЕГА ПОЛЕЗНЫЙ ПОСТ В ТЕЛЕГРАМ КАНАЛЕ );
- сомнительная операция – здесь остановлюсь отдельно, это очень расплывчатая формулировка, например, если ИП риелтор вдруг оплачивает фрезеровочный станок.
- систематические снятия наличных средств, особенно если снятие равно приходу, или снятие больших сумм со счета ИП (более 80% от суммы на счете).
Что делать если банк заблокировал платеж и приостановил обслуживание?
О факте приостановки обслуживания обычно банки сообщают сами, либо уведомлением в веб версии банк-клиента, либо в мобильном приложении банка. Также требуется подготовить документы по последней операции, (так как скорее всего причина в ней!!, но банк об этом прямо не скажет): это обязательно договор, деловая переписка, если имеется, спецификации, заявки и проч. первичная документация по сделке.
Возможно банк затребует иные, не относящиеся к этой транзакции документы.
На самом деле, я рекомендую всегда иметь цифровые копии документов по сделкам и максимально быстро загружать все требуемые документы. Если запрошенных документов нет, то можно написать письмо, с перечислением отсутствующих документов, и кратким пояснением почему их нет) Но это автоматически понижает доверие банка.
К сожалению, гарантий по срокам и разблокировке в принципе дать никто не может. Все на усмотрение банка.
По опыту скажу, ускорить иногда помогает контакт с менеджером: стоит по телефону попросить рассмотреть в приоритетном порядке, на словах объяснить сомнительные операции.
Всегда рекомендую иметь запасной расчетный счет. Предложений с бесплатным обслуживанием сейчас много, держите второй счет активным на экстренный случай!
Как не допустить приостановку дистанционного банковского обслуживания?
Исключить риск блокировки невозможно. Но есть базовые рекомендации, соблюдение которых снизит риски блокировки.
1. Подробно пишите назначение платежа, например, «за поставку материалов» - плохо, «оплата по счету №XX от 07.04.2023 по договору поставки бетона №ХХ от 01.04.2023» - норм.
2. Не делайте транзитных операций, как только деньги поступили на ваш счет.
3. Не обналичивайте больше 80% денег на счету, это сразу приведет к блокировке.
4. Не используйте персональную банковскую карту для оплаты за услуги в бизнесе - не переводите с расчетного счета на счет физического лица для оплаты бизнес расходов.
Знать и не допускать фактов, которые могут стать причиной блокировки, см. в первой части (ссылка!)
Если банк все - таки прекратил дистанционное банковское обслуживание…
Таких случаев тоже очень много. Причин никто объяснять, конечно, не будет.
Решение о прекращении ДБО можно обжаловать в межведомственной комиссии ЦБ, для этого подать жалобу ЗДЕСЬ! срок рассмотрения жалобы 20 дней.
При расторжении договора обслуживания банк будет обязан перечислить денежные средства на счет в другом банке по вашим реквизитам в течение 7 дней (в соответствии со ст.850 ГК РФ). В случае нарушения сроков – также можно подать жалобу, по ссылке выше!
Сам расчетный счет должен быть закрыт в течение 10 дней.
Дополнительные комиссии, сборы за такой перевод не законны! Все должно быть исполнено в рамках тарифных опций!
Судебной практики по этой категории дел к сожалению, очень мало, так как мало обращений. Предприниматели не хотят тратить время и ресурсы на отстаивание своих прав и я их в этой ситуации понимаю.
Заключение.
Блокировка расчетного счета по 115-ФЗ – это серьезная мера, которая может привести к большим проблемам. Однако, если следовать законодательству и избегать сомнительных операций, можно избежать блокировки. Если же вы столкнулись с блокировкой расчетного счета, необходимо обратиться к юристу, который поможет защитить ваши интересы и предотвратить серьезные финансовые проблемы.