Найти тему
Ты же юрист!

«Блокировка» расчетного счета. Что делать если это случилось и как этого не допустить! Страшные цифры 115-ФЗ ...

Частая, особенно в последнее время неприятность: банк не проводит платеж, блокирует расчетный счет, требует кучу документов, и самое страшное отказывает в дистанционном банковском обслуживании и замораживает денежные средства на счете.

Если быть точным, то банк не «блокирует» расчетный счет, а приостанавливает дистанционное банковское обслуживание.

Не имея доступа к управлению своими деньгами, у клиента банка складывается ощущение, что счет заблокирован, но это не так. Банк не сможет отказать в проведении операций, если клиент захочет:

  • - вернуть денежные средства отправителю как ошибочно зачисленные;
  • - перевести деньги на свой счет, открытый в другом банке, и закрыть счет в банке, который инициировал прекращение сомнительных операций;
  • - оплатить налоги.

И это закон, в этом банк отказать не может!

Постараюсь кратко рассказать, что с этим делать и как постараться этого избежать!

Что такое 115-ФЗ?

Говоря простым языком, 115-ФЗ – это закон о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Он был принят в России в 2001 году и был направлен на борьбу с организованной преступностью и терроризмом.

Борьбу с терроризмом не рассматриваем, это не наша специальность!

Но с течением времени и развитием банковской системы, помимо основных функций, он стал основным инструментом борьбы с банальным обналичиванием денежных средств – проще говоря обнал!

Как это произошло?

В один прекрасный день, ЦБ РФ решил переложить работу по противодействию обналу на банки, мол так логичнее - ловить на передовой! А со временем придумал наказание для банков, за недостаточное рвение в этой работе.

В итоге сегодня имеем – что имеем! Банки теперь лютуют!

Основные причины, на основании которых банки приостанавливают обслуживание.

Сразу скажу, причины мягко говоря субъективные.

- на оплату налогов и иных начислений приходится меньше 1% от оборота по счету;

- нет выплат ЗП и страховых взносов;

-операции не совпадают с видами деятельности компании или ИП;

- сомнительные контрагенты;
(как не допустить этого смотри МЕГА ПОЛЕЗНЫЙ ПОСТ В ТЕЛЕГРАМ КАНАЛЕ );

- сомнительная операция – здесь остановлюсь отдельно, это очень расплывчатая формулировка, например, если ИП риелтор вдруг оплачивает фрезеровочный станок.

- систематические снятия наличных средств, особенно если снятие равно приходу, или снятие больших сумм со счета ИП (более 80% от суммы на счете).

Статистика о причинах блокировки расчетных счетов.
Статистика о причинах блокировки расчетных счетов.

Что делать если банк заблокировал платеж и приостановил обслуживание?

О факте приостановки обслуживания обычно банки сообщают сами, либо уведомлением в веб версии банк-клиента, либо в мобильном приложении банка. Также требуется подготовить документы по последней операции, (так как скорее всего причина в ней!!, но банк об этом прямо не скажет): это обязательно договор, деловая переписка, если имеется, спецификации, заявки и проч. первичная документация по сделке.

Возможно банк затребует иные, не относящиеся к этой транзакции документы.

На самом деле, я рекомендую всегда иметь цифровые копии документов по сделкам и максимально быстро загружать все требуемые документы. Если запрошенных документов нет, то можно написать письмо, с перечислением отсутствующих документов, и кратким пояснением почему их нет) Но это автоматически понижает доверие банка.

К сожалению, гарантий по срокам и разблокировке в принципе дать никто не может. Все на усмотрение банка.

По опыту скажу, ускорить иногда помогает контакт с менеджером: стоит по телефону попросить рассмотреть в приоритетном порядке, на словах объяснить сомнительные операции.

Всегда рекомендую иметь запасной расчетный счет. Предложений с бесплатным обслуживанием сейчас много, держите второй счет активным на экстренный случай!

-3

Как не допустить приостановку дистанционного банковского обслуживания?

Исключить риск блокировки невозможно. Но есть базовые рекомендации, соблюдение которых снизит риски блокировки.

1. Подробно пишите назначение платежа, например, «за поставку материалов» - плохо, «оплата по счету №XX от 07.04.2023 по договору поставки бетона №ХХ от 01.04.2023» - норм.

2. Не делайте транзитных операций, как только деньги поступили на ваш счет.

3. Не обналичивайте больше 80% денег на счету, это сразу приведет к блокировке.

4. Не используйте персональную банковскую карту для оплаты за услуги в бизнесе - не переводите с расчетного счета на счет физического лица для оплаты бизнес расходов.

Знать и не допускать фактов, которые могут стать причиной блокировки, см. в первой части (ссылка!)

Если банк все - таки прекратил дистанционное банковское обслуживание…

Таких случаев тоже очень много. Причин никто объяснять, конечно, не будет.

Решение о прекращении ДБО можно обжаловать в межведомственной комиссии ЦБ, для этого подать жалобу ЗДЕСЬ! срок рассмотрения жалобы 20 дней.

При расторжении договора обслуживания банк будет обязан перечислить денежные средства на счет в другом банке по вашим реквизитам в течение 7 дней (в соответствии со ст.850 ГК РФ). В случае нарушения сроков – также можно подать жалобу, по ссылке выше!

Сам расчетный счет должен быть закрыт в течение 10 дней.

Дополнительные комиссии, сборы за такой перевод не законны! Все должно быть исполнено в рамках тарифных опций!

Судебной практики по этой категории дел к сожалению, очень мало, так как мало обращений. Предприниматели не хотят тратить время и ресурсы на отстаивание своих прав и я их в этой ситуации понимаю.

Статистика на 2022 год.
Статистика на 2022 год.

Заключение.

Блокировка расчетного счета по 115-ФЗ – это серьезная мера, которая может привести к большим проблемам. Однако, если следовать законодательству и избегать сомнительных операций, можно избежать блокировки. Если же вы столкнулись с блокировкой расчетного счета, необходимо обратиться к юристу, который поможет защитить ваши интересы и предотвратить серьезные финансовые проблемы.