Историк архитектуры и дизайна Виктор Дембовский рассказывает о феномене середины ХХ го века и возникновении mid-century модернизма. На базе прекрасных лекций хочется поделиться с читателями о влиянии дизайна интерьера на человека во все времена.
В 40-е послевоенные годы дизайнеры взяли на себя миссию излечить людей. Модернизм 20х годов был прерван второй мировой войной.
Несмотря на то что единого стиля середины века не существовало, термин mid-century modernism объединил творчество дизайнеров и архитекторов с 1940-х по 1960-е. Мастеров того времени во многом связывала общая гуманистическая философия и желание упростить и улучшить жизнь людей среднего класса. По сути, mid-century стал первым стилем, отвечающим на социальный запрос и сформировавшимся в ситуации глобальной смены курса мирового дизайна.
Ничего не строилось, все было пущено на благо войны. Металл весь уходил на производство орудий и снарядов, все уходило на фронт.
После окончания войны мир переживал кризис!
Люди чувствовали себя незащищенными, крайне неуютно, было желание отдалиться от всех своих соседей, потому что твои недавние соседи стали врагами. Франция, Германия, Англия, Польша-все рядом, но все разобщены...Подобное состояние было и в Америке. Воины вернулись к себе домой с ужасным остатком войны.
Дизайн не мог остаться прежним.
В 20-30 е годы 20 го века модернизм думал не о человеке, а о каком то абстрактном человечестве, об идеалах общества, строился на философии вне гуманизма, т.е. люди должны были вписываться в этот модернизм, где функция - это самое главное, где о чувствах людей никто не думал.
В 40 е годы все стало совсем иначе - случился mid-century modernism!!!
В 40-50 е годы дизайнеры взяли на себ миссию излечить население, общество. Люди хотели закрыться, а дизайнеры создали для них открытые, светлые пространства.
Люди хотели спрятаться в нору, но им не давали. Дизайнеры начали работать с тонкими оттенками света. Цвет вошел в интерьер.
Появляются теплые фактуры, мягкие, уютные. Появляются сложные орнаменты, красивые рисунки на тканях, обивки кресел, на шторах и обоях. Много ростовых, крупных домашних растений, чтобы создать ощущение райского сада. Чтобы людям было комфортно дома. Подобные интерьеры уже не про какую-то абстракцию, а про конкретного человека.
В mid-century модернизме дизайнеры впервые стали обращаться к среднему классу, а ранее в 20 е годы главными потребителями модернизма были богатые люди: бизнесмены, промышленники, буржуа. торговцы, люди с деньгами. Модернизм 20х-30х существовал параллельно с ар-деко!
Элиты покупали модернизм+ар-деко
а mid-century модернизм- это стиль среднего класса
После войны было стыдно показывать свое богатство, если ты богат после Великой отечественной войны, то значит ты нажился на войне, значит ты преступник.
Богатые люди старались выглядеть победнее, попроще. Все государства старались вкладывать средства, чтобы поднять средний класс.
Почему в mid-century модернизме вся мебель поднята на ножки?
После войны люди начали переезжать в скромные квартиры, Площадь жилья уменьшилась. Стало много небольших квартир. Всем известные хрущевки в России - это именно быстрая возможность отстраивать города, быстро и недорого. Дизайнерам просто напросто надо было создать ощущение простора и воздуха!
Люди фиксируют пространство помещения по пустым поверхностям пола и потолка, то есть психологически нам кажется, что это все свободное пространство и есть наше жилое.
Мебель поднята на ножки, она такая легкая и прыгучая, мы ощущаем все пространство пола мы его видим.
Модернисты 50-х годов не хотели загромождать пространство, они думали о человеке, о его психологическом состоянии. Люди хотели вылечить эту истерзанную психику пост военного человечества. Хотели создать такое жилье, где люди бы расцвели и успокоились.
За какие то 30 лет люди изменились... от 40 х до 70х годов с расцветом хиппи культуры 60 х люди стали общаться! Границы стали размыты. Это во многом случилось, благодаря дизайнерам.
Модернисты все равно продолжали думать о функции.
Средний класс после войны не имел лишних денег, люди тратили деньги не на моду, не за дорогие материалы, а за качество и долговечность. Люди покупали новую вещь, только если старая ломалась. Поэтому mid-century - это про качество и долговечность. Этот тиль крайне популярен сегодня , потому что у нас кризис эпохи потребления. Сегодня мы все задумались о том, что мы слишком много выкидываем. загрязняем планету.
На производство нового нужны ресурсы. Люди снова задумались о качестве и долговечности, задумались о предметах, которые могли быть с ними 10 - тилетия, которые можно передать своим потомкам.
Бренд Noll и уютные черные кресла от Vitra до сих пор переиздают культовые модели 50 х!!! Один из культовых дизайнеров Чарльз Имз и его жена Рэй проектировали мебель, вошедшую в золотой фонд истории дизайна.
Мебель Имзов преобразовала не только жилые интерьеры, но и офисные пространства. Когда в 1956-м появилось шикарное кожаное кресло Lounge Chair, оно стало непременным атрибутом кабинетов руководителей. А в сочетании с пуфом для ног — чуть ли не обязательным элементом гостиных в домах высшего и среднего класса. «Мы хотели создать современную и более удобную альтернативу классическому клубному креслу», — вспоминали потом дизайнеры историю возникновения этой модели. В ноябре в честь 60-летия легендарного кресла Vitra выпустила ограниченным тиражом «юбилейный» вариант — в черной тканевой обивке. Январь 2017-го — последний месяц продаж этого варианта, обещающего стать раритетом.
Очень много сохранившихся интерьеров 50-60х, но почти нет интерьеров 20-30х годов уж и подавно. Люди очень рационально тратили, не тратили на мимолетное. Как итог-простота и органичность на долгие годы.
Дизайнеры размывали границы между экстерьером и интерьером. Терраса, сад, стен как бы и нет. В городский квартирах добавляются балконы или место, где выращивались растения: большие пальмы, монстеры, фикусы. Если ты не можешь вырваться на природу- возьми кусочек природы домой!
Подытожим, Во всех интерьерах mid-century:
- много света, окон
- функциональные зоны хранения
- свежие оттенки
- орнамент
- ковролин на полу
- всегда очень комфортно
Модернизм с человеческим лицом. Стиль комфорта , уюта, простоты, но высокого качества, где каждый предмет играет свою роль!
Если было интересно читать,
Ставьте лайк. Вам не сложно, а мне приятно.
Запись на консультацию по WhatsApp или Telegram +7 965 7932737
#стиль50х
#модернизм
#стилиинтерьера
#midcentury
#modernism