Найти тему
БлокнотРУ

Линия Суровикина – исторические уроки: помогают ли в современном мире защитные линии?

Все чаще и больше российские военкоры пишут про защитный вал, возводимый в Запорожской области, и имеющий продолжения в ДНР и ЛНР, на территории «старой» России - в Белгородской, Курской и Брянской областях, а также в Крыму. Об их строительстве отчитываются губернаторы, и их инспектируют генералы и министры. В телеграм-каналах фортификациям дали название «линия Суровикина» и уже разбирают детально – насколько она соответствует канонам военно-инженерной науки? Кто-то уверяет в ее надежности, кто-то находит недостатки. Одних возмущает, что ее строят гражданские подрядчики, а не сами военные, другие, напротив, видят в этом прогресс и эффективность. Но нам интереснее разобраться – каков вообще смысл в подобных укреплениях и способны ли они существенно повлиять на ход военных действий? Идея протяженных укреплений известна уже давно. Удивительным образом, именно Украина, где сегодня российские войска укрепляются и окапываются на юге и востоке, а украинские на западе и севере – вдоль границы с Белоруссией, дает примеры таковых с глубокой древности. Примерно в IV - V веках нашей эры на ее территории были созданы так называемые «Змиевы валы» - длинные земляные сооружения, общей протяженностью более тысячи километров. Их предназначение – противодействовать набегам кочевых племен на оседлых земледельцев. Большая часть Змиевых валов, часть которых сохраняется по сей день, находилась под Киевом, на Волыни, в Подолье, а также на левом берегу Днепра в районе Полтавы и Харькова. Змиевы валы у села Иванковичи в Киевской области. Фото: wikipedia Если посмотреть на фото этих валов, которых имеется множество в Интернете, то поражают воображение их размеры – несколько метров высоту и в ширину, и многие километры в длину. А ведь делались они в эпоху, когда орудием труда служили мотыга и заступ, и при том не со стальными наконечниками. И еще – обычно такие работы проводят большие централизованные государства, а таковых в то время на данной территории не имелось. Неизвестно даже кто конкретно возводил валы? Большинство ученых склоняются к мысли, что это были племена готов, а вовсе не славян. Кажется не очень понятным – как такие валы могли преградить путь кочевникам, но раз на протяжении долгого времени их возводили, значит, люди того времени видели в них смысл. Ученые, кстати доказали, что, на самом деле, 1 километр вала за год могли нарыть 50 человек, так что большого числа людей не требовалось. Подобные валы – Траяновы - насыпали примерно в тоже время или несколько позже на территории Молдавии и Румынии и той же Украины. Траяновы валы на карте истории Бессарабии Александра Вельтмана, 1827 год (обозначены цветом). Фото: wikipedia Есть валы и в Крыму на Керченском полуострове еще со скифских времен. Так что территория Украины и вокруг вся была изрыта оборонительными сооружениями. В те же времена римляне возводили защитные стены между Шотландией и Англией – вал Антонина и вал Адриана, но они в значительной степени были каменными. Самое же знаменитое сооружение подобного рода построили китайцы – свою Великую стену. Об эффективности валов и стен можно долго спорить, китайцев их преграда не особенно защитила, и кочевники вторгались и покоряли Китай регулярно. Великая китайская стена. Фото: pxhere.com С XVI века на Руси начали всерьез заниматься новым типом оборонительных линий - т.н. Засечными чертами. Первые черты проходили по современным Калужской, Тульской и Рязанской областям, в XVII веке они сместились к югу – Белгородская и Изюмская черты, затем Украинская и Днепровские линии – то есть в местах, где сегодня идут бои. Засеки назывались так, поскольку упор делался на естественные препятствия – густые леса, а в них особым образом валили деревья, затрудняя путь. Засечная черта защищала Русь от набегов крымских татар на протяжении 250 лет. Засечная черта. На границе с Диким полем. Фото: wikimedia.org Новое обращение к опыту «линий» произошло уже в XX веке. В межвоенный период, в 20-30-е годы по Европе, угнетаемой тяжелыми воспоминаниями о мировой войне, тогда еще не называемой Первой, возводились обильно защитные линии - Мажино во Франции, Маннергейма в Финляндии, Зигфрида в Германии, Метаксаса в Греции, Рупника в Югославии, Альпийский вал в Италии, Чехословацкие пограничные заграждения. Строили их не напрасно, ибо мировая война началась, но вот в ее ходе линии сыграли весьма противоречивую роль. Классическим примером является линия Мажино, распиаренная перед войной, которая никак не помешала немцам разгромить французов и в считанные недели. Часть укреплений линии Мажино. Фото: wikimedia.org Однако современные историки вовсе не относятся к затее министра Мажино, по имени которого была названа линия, пренебрежительно. Они называют в числе факторов поражения Франции не линию, а ошибочную стратегию, рассредоточение сил, потерю командования и управления, плохую связь, ошибочные данные разведки, медленную реакцию французов на немецкое проникновение в Арденны, непонимание характера немецкой военной доктрины. Также отмечается, что линия Мажино давала ложное чувство уверенности. В свою очередь Германия в 1942-1944 построила т.н. Атлантический вал, дабы предотвратить высадку союзников на побережье, но он никак не смог их остановить, равно как линия Зигфрида, вскоре после своей постройки наполовину демонтированная, ввиду победы над Францией, а затем наспех воссозданная, когда союзники приблизились к границам рейха. Аналогичную защитную линию немцев вдоль Одера и соседних рек, построенную еще до войны, Красная армия взяла за три дня в 1945. Атлантический вал, 1944 год. Фото: wikimedia.org И в послевоенные времена прибегали к строительству подобных препятствий, самым известным стала израильская линия Бар-Лева на полуострове Синай, обошедшаяся в 300 миллионов долларов, и которую генерал Моше Даян назвал «лучшим противотанковым сооружением в мире». Египтяне в 1973 году прорвали ее за два часа с помощью водометов. Линия Макнамары во Вьетнаме за миллиард долларов, также оказалась блефом, и не смогла спасти Южный Вьетнам от поражения, несмотря на то, что над ее концепцией работали лучшие ученые страны. Однако Марокканская стена в Западной Сахаре, протяженностью 2700 км, и расположенная в пустыне, является вполне эффективной и уже более сорока лет выполняет свое предназначение, и не пропускает боевиков Фронта ПОЛИСАРИО. Так что однозначного ответа не существует – играют ли существенную роль в современном мире защитные линии? Они могут иметь значение только в контексте всей оборонительной стратегии государства, при налаженной работе всех родов войск и подразделений. Если существует эффективное взаимодействие, поддерживается связь и управление войсками – тогда линия становится серьезным препятствием для противника.

СВО
1,21 млн интересуются