Найти тему
Natalie Efimova

Станислав Любшин и в 90 лет красавец

Только я восхитилась выправкой, неутраченным с годами обаянием и работоспособностью 85-летнего Александра Збруева, как увидела на сцене - в строю! - Станислава Любшина, которому стукнуло 90.

Во дают, подумала я.

И пошла смотреть афишу МХТ имени Чехова, в котором служит актер. Скрин с его персональной страницы сделала. Цены не убираю, простите, но, по нынешним театральным меркам, не так уж они велики.

Так получилось, что в преддверии его юбилея я краем уха и глаза смотрела по телеканалу "Мир" документальный фильм о судьбе актера. Краем, потому что погода прошла через мой мозг, и я убила полдня на борьбу с давлением.

Что-то было как в тумане. Так туманно я вам и расскажу о том, что меня поразило. Правда, быть может, вы и без меня это знаете - тогда только таким, как я, незнайкам, будет интересно.

Вчера я накоротке вспоминала Андрея Тарковского. И отреагировала в телевизоре как раз на его имя. Показывали отрывки его совместной с Александром Гордоном (отцом телеведущего) курсовой работы "Сегодня увольнения не будет ", снятой по сюжету, который подсказал им руководитель мастерской, где оба учились - сам Михаил Ромм.

Еще я рассказала о том, что дочери в фильмах Тарковского предметы кажутся более живыми, чем люди.

Поэтому улыбнулась, прочитав, как Ромм спросил учеников, каким будет первый кадр в картине:

- Крупный план, сапоги стоят перед дверью.
- Съемка у вас завтра?
- Завтра.
- Предположим, что послезавтра вы попадете под трамвай. Снимите ваш кадр так, чтобы я мог принести его во ВГИК, показать студентам и сказать: "Смотрите, какой великий режиссер безвременно погиб! Он успел снять всего один кадр, но этот кадр бессмертен. Мы поместим эти бессмертные сапоги в архив
".

Фильм 1958 года длится всего 47 минут, те, кто смотрел, совершенно им потрясен (я отложила для просмотра). Анонс "Кинопоиска" меня просветил: "Во время земельных работ бригада коммунального хозяйства обнаруживает немецкий склад боеприпасов, оставшийся со времен войны. 30 тонн взрывчатки пролежали в земле 15 лет. По инструкции разминировать нельзя - к ним и прикасаться опасно. Но и взрывать невозможно - вокруг жилые кварталы. Дело поручают группе капитана Галича. К 10 утра следующего дня все население эвакуируют за черту города, а в зловещем котловане семь человек начинают игру со смертью".

Потом "Кинопоиск" удивил сообщением:

Нет похожих фильмов.

И причислением ленты к жанру "триллер".

Это и была первая работа в кино молодого Станислава Любшина.

В картине снялся, кстати, молоденький, но уже без пышной шевелюры Леонид Куравлев.

-2
-3

А Любшину досталась непростая роль водителя, которому вместе с главным героем (Олег Борисов) предстояло вывезти из города по разбитым дорогам к оврагу неразорвавшиеся снаряды.

-4
-5
-6

Через несколько лет после этих съемок и случилась драматическая история, о которой каждый сегодня говорит кто во что горазд. Я расскажу то, что услышала с экрана. Из-за разночтений в газетных публикациях не знаю, кому верить.

Кончаловский поделился с Любшиным тем, что собирается снимать фильм "Андрей Рублев" и предложил ему сыграть главную роль. Но - при условии, что тот будет работать только у него на площадке. И уволится из театра.

А приняли молодого Станислава, на минуточку, в труппу театра на Таганке. И одновременно он был утвержден на главную роль в фильме "Иду на грозу" (1965). Я услышала, что Cергей Микаэлян был сильно обижен на Любшина за то, что тот фактически сорвал ему съемки.

Но отыскала его интервью и обиды не увидела. Режиссер был очень увлечен гранинским персонажем:

- Его, кстати, мог сыграть Любшин. Он как раз в то время пробовался у Тарковского, однако надеялся, что успеет сыграть и у меня. Но Андрей очень интенсивно взялся за подготовку фильма, и Любшина уже не отпускал. До тех пор, пока у него неожиданно не появился Солоницын.

Не забыл однако. А вот Тарковский наоборот - забыл предупредить Любшина, что решил снимать другого актера.

И, кстати, я так не увидела, по чьей инициативе в результате Станислава Андреевича запретили снимать в кино в течение года. А у него семья, родился второй ребенок...

Ни работы, ни зарплаты. Любимов тоже нашел ему замену в театре.

В биографиях пишут, что выручило его приглашение на съемки фильма "Какое оно, море?" - но он снят в 1964 году.

В документальной ленте сказали, что спасло актера то, что Владимир Басов позвал его в многосерийную эпопею "Щит и меч".

Но фильм вышел на экраны в 1968 году.

А съемки "Андрея Рублева", как в газетах пишут, продолжались с 1966-го по 1969 год.

Если при этом учесть, что в 1965 году Станислав Любшин снялся в одном из любимейших моих фильмов "Альпийская баллада"...

В общем, точно не могу сказать в итоге, кто помог актеру.

Я думаю - талант.

Далее сказали, что после фильма "Щит и меч" актер на захотел быть заложником одной роли, и категорически отказывался сниматься в ролях офицеров - ему ближе были персонажи Василия Шукшина.

Хотя в "Монологе" он отлично сыграл увлеченного до умопомешательства молодого ученого, составив отличный дуэт с Михаилом Глузским.

Да и "Щит и меч" - один из лучших фильмов о подвиге советских разведчиков. Впрочем, фильм на самом деле о бóльшем. Смотрите и пересматривайте, посоветовала бы я нашим бывшим союзникам, эпизод, когда антифашисты из интернационального отряда по очереди кричат узникам подземного завода, который должны взорвать немцы, что им нужно отойти от решетки.

-7

Кричат по очереди на разных языках.

- Товарищи, отойдите от решетки как можно дальше.

Поляк, югослав, чех, болгарин или румын (похожи языки восточных европейцев, не все различила), немец, русский...

-8
-9
-10
-11
-12
-13

Или Владимир Басов придумал всё это? И никогда такого не было и быть не могло?

А финал не могу смотреть без слез, сколько бы его ни показывали.

Жаль, здесь секундочки не хватило - когда мать его окликает. И он впервые за много лет оборачивается на свое настоящее имя.

При том, что увлечена была прозой Бориса Васильева необычайно - нет сил пересматривать "Не стреляйте белых лебедей", так жалко мне главного героя.

"Пять вечеров" - случайный шедевр. Гурченко - звезда, конечно. Но Любшин...

-14

Одна сцена на почте всего фильма стоит. Жаль, отрывок вырезать не смогла. Да вы помните.

-15
-16
-17
-18
-19

Не схватывает мгновение то, что он проделывает тут за две секунды.

Финальным аккордом поставлю кадр из фильма "Увидеть Париж и умереть"

-20

Я, может, и не стала бы все это вам рассказывать, если бы случайно не наткнулась сегодня на статью - поздравление с юбилеем, в котором были подробно перечислены браки и дети актера, обстоятельства, которые, по мнению автора, всему этому сопутствовали.

И парой строк, по ходу дела - то, что принесли в нашу жизнь его герои.

И первый же комментарий под статьей начался словами:

"Вот никогда я не любила этого актера..."

И пошло-поехало.

-21