Это старинное поморское село "Форбс" когда-то советовал к обязательному посещению. И если уж уважаемое издание давало такие рекомендации, то прислушаться стоит. А поводов, чтобы побывать в селе Варзуга на Кольском полуострове, - три.
Первый - деревянная Успенская церковь, построенная в 1674 году без единого гвоздя, столь же уникальная как в Кижи. Второй – семга. Она и раньше была главным промыслом у местных, а сейчас ради возможности половить красную рыбу сюда весной съезжаются рыбаки со всех краев. Третий – купола от храма, стоящие на земле. Для блогеров и фотографов незавершенная реставрация храма в последнее десятилетие стала заманчивым объектом для съемки.
Дорога к самому Белому морю
От Мурманска до села на Терском берегу Белого моря около 500 км пути. Общественный транспорт ходит 2-3 раза в неделю, к тому же добираться придется с пересадкой в Кандалакше.
Трасса, ведущая к Варзуге, на ней же и заканчивается. Дальше дорог по земле нет, только по реке или на вертолете. А от самого села по реке до Кандалакшского залива, впадающего в Белое море, остается около 20 км. Поэтому автобусная остановка в Варзуге действительно конечная.
Когда подходит автобус, к нему со всех сторон приезжают за пассажирами снегоходы. В таких северных поселках он вообще основной вид транспорта, поэтому в некоторых семьях имеется и не по одному экземпляру. Причем с ним ловко управляются и женщины, которые на снегоходе отвозят детей в школу и ездят за продуктами.
Варзугу разделяет одноименная река. Каждую из сторон села жители именуют не по географическому положению, а по названию церквей на них. Правый берег - Пречистенской или Успенской стороной. Левую сторону, более древнюю, - Никольской.
Правый берег – тот, куда приезжает автобус, более цивилизованный, оживленный. Тут конечная остановка автобуса, школа, гостиница, магазины и нарядные недавно отреставрированные храмы. Для переправы на левый берег – на Никольскую сторону - придется договариваться с лодочником или зимой идти по льду. И хотя там живет большая часть варзужан, место это уединеннее, живописнее и по-настоящему деревенское.
Жемчуга под ногами
Варзуга – село рыбачье. Здесь издавна добывали речной жемчуг, промышляли красной рыбой - семгой, добывают ее и сейчас. Коллекцию речного жемчуга из Варзуги в 1867 году представляли на Всемирной выставке в Париже. Но в последний раз здесь добывали жемчуг из раковин более ста лет назад. Во время промысла крестьяне ходили по реке, выискивая босыми ногами в песке раковины жемчужницы. Со временем жемчужницы исчезли, а с ними и старинный промысел. Однако все знаки заполярного поселения сохранились на его гербе: жемчужное ожерелье, две серебристые рыбки, а над ними северное сияние.
Благодаря рыбному промыслу село и раньше было зажиточным, и сейчас немало людей обеспеченных. Есть даже целая улица кирпичных ладных коттеджей. Их построил для своих сотрудников богатый рыболовецкий колхоз «Всходы коммунизма» - в годы перестройки председатель отказался менять название, и оно осталось неизменным с советских времен.
К урокам на вертолете
На высокой горе находится школа, к которой ведет длинная лестница. Подъем по ней заменит любую зарядку, но подняться все равно стоит: отсюда село открывается как на ладони. Видны и изгибы реки, и противоположный берег, и храмы с высоты полета дрона.
Оснащенности школы в Варзуге позавидуют 99% сельских школ страны. В кабинете труда - новые станки, в фойе - столы для настольного тенниса, лингафонный кабинет. Впрочем, досталась такая школа варзужанам непросто.
Строили ее больше десяти лет, с финансовыми скандалами. Даже после открытия долгое время на уроки приходилось пробираться по тропке на горе, в туалет ходить на улицу, а еду готовить в коридоре. В итоге, когда здание на 130 мест достроили, детей в селе поубавилось. И теперь новая школа для 44 учеников чересчур велика.
В школе-интернате учатся как ребята из Варзуги, так и из отдаленных поселков. Гуляя по селу, заметили, как невдалеке приземлился вертолет. Позже выяснили: это издалека привезли после весенних каникул ученика. И мальчишка останется в школе до наступления лета.
Топором и долотом
На берегу, видимый со всех сторон, стоит самый древний храм села — Успенский. Он часть так называемого тройника - так на Русском севере называют комплекс из зимнего, летнего храмов и колокольни. Оба храма Успенский (1674 год) и Афанасьевский (1854) действительно старые, а вот колокольня – новодел 2001 года по рисункам снесенной.
Успенскому храму почти 350 лет, он не раз подновлялся, реставрировался и дошел до нашего времени без значительных изменений. Как отмечают архитекторы, церковь построена в основном топором, отчасти — долотом, для мелких деталей использовали нож, а в качестве скрепления — деревянные гвозди. Сохранилось и имя мастера, построившего церковь — Климент.
Судьба храма во многом благополучная. Уцелел в нем XVII века иконостас и небеса (так называют на севере потолочную роспись церквей). И если в Архангельской области они встречаются во множестве, в Мурманской области они единственные. Только вот родных колоколов храм лишился в 1939 году. Тогда их сняли, раскололи и, сложив на берегу, приготовили к перевозке. Но во время прилива обломки колоколов утащило в реку, где они и погрязли в иле. Достать их так и не смогли.
Рядом с Успенским храмом около кладбища стоит не столь заметная маленькая часовенка. Построена она в честь довольно редкого для русских сел великомученика Уара. К этому святому обращаются, когда хотят, чтобы он помог душам умерших некрещеных родственников, в иной вере, а также младенцев, умерших во чреве матери или при родах. Ставя свечку Уару, человек поминает за упокой тех, кому ставить свечки в обычной церкви не полагается. На всю Россию действует всего 25 храмов, часовен и приделов мученика Уара. И как говорят варзужане, в часовню на Терском берегу нередко приезжают, чтобы попросить облегчения для душ самоубийц.
Обезглавлены в 30-е годы
Примечательные луковки храма, возвышающиеся на ножках, стоят так около Успенской церкви больше 10 лет. Предназначались они для храма Николая Чудотворца на противоположном берегу.
Он считается первым православным храмом на Кольском полуострове, но это его не уберегло. В 1930-е годы церковь закрыли, на места алтаря прорубили вход, а здание использовали под магазин. В 2014-м церковь начали реставрировать, перебирая ее заново, сделали для нее купола. Но поднять не успели – погиб реставратор. Теперь около луковок на подпорках фотографируются туристы. Но на вершине Никольской церкви им уже не стоять. Дерево сгнило, и нужно делать новые купола.
Никольский храм – также часть погоста-тройника 19 века. Но кроме него остался только обезглавленный храм Петра и Павла. Колокольню же в 30-е годы разрушили. Петропавловскую церковь, похоже, ждет печальная участь. Здание планировали законсервировать, но не сделали этого. Три года назад у него обрушилась кровля. Остается только воображать, как украшали четыре храма берега Варзуги и как с двух колоколен на многие километры разливался праздничный звон.
Варзужанин Петр Заборщиков
На этом же берегу живет местная знаменитость - бывший председатель колхоза Петр Прокопьевич Заборщиков. Убежденный коммунист и столь же преданный патриот своей Варзуги. Человек он хоть и почтенного возраста, но неутомимый.
Если бы не этот старик, может, и не осталось сейчас в Варзуге старинных храмов. В 90-е годы, выйдя на пенсию, он взялся восстанавливать Афанасьевскую церковь. Петр Прокопьевич до сих пор помнит дату, когда завершил на ней работы - 18 декабря 1999 года. «1200 лемехов на куполе было! Когда прибил последнюю дощечку, счастливее человека, наверное, на свете не было», - говорит он о себе.
Он же не дал построить около Успенской церкви шумный ресторан. В 30 метрах от храма уже вырыли котлован, забили бетонные чушки, и Заборщиков едва ли не лег под трактор, чтобы остановить стройку у шедевра деревянного зодчества.
После завершения реставрации Петр Прокопьевич с таким же усердием принялся создавать музей. Когда открыли новую школу, он решил приспособить ее старое опустевшее здание под музей поморского быта. Собирал экспонаты, вкладывал часть пенсии, сам проводит здесь экскурсии. Причем денег за них не берет. Говорит, что и здание, и экспонаты достались ему бесплатно. И человек, сберегший для Варзуги старинные иконостасы, также бережно восстановил портрет Ленина.
Вдоль реки Варзуги стоят бани и редкие голобцы-киоты с иконами. По обеим сторонам берега развалились пузатые лодки. В трех километрах от села бьет святой источник, но в него не принято окунаться. А чтобы, как говорят предания, исцелиться от болезней душевных и телесных, нужно омыться тремя ковшами воды с молитвой. Но, похоже, это излишне.
В селе, где на 300 жителей пять храмов, под ногами при удаче можно отыскать жемчужины, а северное сияние закреплено на гербе, уже достаточно чудес. Терский берег Белого моря может и студеный, но на душе от него теплеет.
Спасибо за 👍, подписывайтесь на «Север неизвестный» и читайте истории о деревне.