Найти тему

Мечтаете сочинять сказки или научиться творчески относится к жизни? Д.Родари «Грамматика фантазии»

фото Джанни Родари из открытых источников
фото Джанни Родари из открытых источников

Как-то узнала, что у Джанни Родари (23.10.1920 г.-14.04.1980 г.), знаменитого итальянского писателя и журналиста, автора сказочных приключений Чиполлино, есть книга по развитию воображения, которая так и называется «Грамматика фантазии». Недавно удалось прочесть. Делюсь с вами. За таким названием оказался не скучный учебник с правилами и инструкциями, а живой разговор с детьми и взрослыми о возможности научиться видеть необыкновенное вокруг себя.

С молодых лет, работавший в школе учителем, Д.Родари начал собирать разные приемы, как сделать уроки интересными.

Учителем я был, скорее всего, никудышным, к педагогической деятельности не подготовленным, но интересовался я буквально всем - от индоевропейской лингвистики до марксизма… Я думал о чем угодно, только не о школе. Но, смею утверждать, скучным учителем не был. Я рассказывал в классе - и потому, что любил детей, и потому, что сам был не прочь позабавиться, - истории, не имевшие ни малейшего отношения к реальной действительности и к здравому смыслу.

Но прошли годы, пока писатель систематизировал свои материалы в «Учебное пособие по выдумыванию сказок», напечатав их в газете в 1962 году, а в 1973 году уже издал «Грамматику фантазии». (La Grammatica della fantasia). Поражаешься находчивости Д.Родари, и его способности видеть в слове и вокруг себя «кирпичики» для историй и сказок .

В книжке говорится о некоторых путях придумывания рассказов для детей и о том, как помогать детям сочинять самим; но кто знает, сколько можно было бы найти и описать других способов! Причем здесь речь идет только об изобретательности с помощью слова и лишь попутно, по ходу дела, о том, что та же техника может быть без труда перенесена на иные виды детского творчества.

Пересказывать эту книгу – дело неблагодарное. Я просто приведу некоторые отрывки из книги.

В главе «Камень, брошенный в пруд» на примере кругов от камешка в воде, писатель открывает читателю возможность от любого слова находить ассоциации. Родари предлагает слово sasso [cacco] (камень) и массу способов с этим словом поиграть:

-слова, начинающиеся с буквы "s", но после которой идет не "а", а какая-нибудь другая буква, например, semina (сев), silenzio (тишина), sistole (ситечки);
- со всеми словами, которые начинаются со слога sa, например, santo (святой), salame (колбаса), salso (соленость), salsa (соус),sarabanda (сарабанда), sarto (портной), salamandra (саламандра);
- со всеми словами, рифмующимися с asso, например, basso [бассо] (бас), masso [массо] (глыба), contrabbasso [контрабасco](контрабас), ananasso [ананассо] (ананас), tasso [тассо] (налог), grasso [грассо] (жир);

Глава «Что было бы, если…».

Техника "фантастических гипотез" предельно проста. Она неизменно выражена в форме вопроса. Что было бы, если?
Для постановки вопроса берутся первые попавшиеся подлежащее и сказуемое. Их сочетание и дает гипотезу, на основе которой можно работать.
Пусть подлежащим будет "Милан", а сказуемым "окружен морем". Что было бы, если бы Милан внезапно оказался посреди моря?
- Что было бы, если бы у Сицилии оторвались и потерялись пуговицы?
- Что было бы, если бы к вам постучался крокодил и попросил одолжить ему немного розмарина?
- Что было бы, если бы ваш лифт рухнул - провалился в сердцевину земного шара или взлетел на Луну?

В другом случае Родари предлагает воспользоваться «творческой ошибкой», например, как в сказке «Золушка» меховые туфельки превратились в стеклянные; из слова "vaire"-мех по ошибке стали "verre" –стекло. В любой ошибке заложена возможность создания рассказа.

А как здорово «переврать сказку»:

- Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка...
- Не Желтая, а Красная!
- Ах да, Красная. Так вот, позвал ее папа и...
- Да нет же, не папа, а мама.
- Правильно. Позвала ее мама и говорит сходи-ка к тете Розине
и отнеси ей...
- К бабушке она ей велела сходить, а не к тете...
И так далее.

А если сказка закончилась, всегда находится ребенок, который спросит «А что было потом?». И тут тоже масса бесконечных вариантов.

Или «салат из сказок»: Красная Шапочка повстречала в лесу Мальчика-с-Пальчик с братьями.

В книге одни только названия глав уже заставляют работать фантазию: «Путешествие по собственному дому», «Если дедушка вдруг обернется котом», «Ребенок, как главное действующее лицо», «Просто есть и играть».

Читая книгу, поражаешься фантазии автора, ведь каждый способ, который он предлагает, можно развивать дальше.

Но за веселыми страницами книги, играми и забавными историями Д.Родари задает вопросы взрослым и считает, что его книга необходима им тоже.

Свободное владение словом - всем!". Не для того, чтобы все были художниками, а для того, чтобы никто не был рабом.
Творческая жилка воображения есть у всех - у ученого, у инженера; для научных открытий она так же важна, как для создания произведения искусства; в конце концов, она нужна и просто в повседневной жизни...
Если обществу, основанному на мифе высокой производительности (а в действительности - на прибыли), нужны полулюди, послушные исполнители, усердные воспроизводители, покорные, безвольные орудия - значит, общество устроено плохо и надо его изменить. Для того чтобы его изменить, нужны люди творческие, умеющие пускать в ход воображение.

Надеюсь, что я вас заинтересовала, если вы не знали о таком произведении Д.Родари. Прочитав книгу, понимаю, что ее надо будет перечитать не один раз, потому что это богатство фантазии сразу не усвоишь.

Еще хочу добавить, что книга очень итальянская: много примеров литературы, архитектуры, персонажей народных итальянских сказок и конечно, мы общаемся с самим писателем, чувствуется его любовь к людям и добрый юмор.

Сейчас столько всевозможных курсов и лекций по развитию творческих способностей, писательскому мастерству и т.д., но не всегда есть возможность их оплатить, почему-бы не почитать «Грамматику фантазии» Д.Родари!

Рекомендую родителям, детям и всем, кто стремиться относится к жизни творчески.

Книга, впервые изданная в 1972 году, переиздается и сегодня. В 2022 году "Грамматика фантазии" вышла в издательстве «Самокат».

В электронном виде читать можно здесь

Читали? Применяете в жизни?

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц