Как известно, в Российской Империи не было своих танков вообще, потому молодому советскому государству пришлось создавать танкостроение с нуля. Это был вынужденный шаг, поскольку эффективность танков была оценена в Первую мировую, а закупка танков заграницей зависела от международных отношений, которые у СССР были не очень.
Танк Т-18 можно по праву считать первым советским серийным танком, который хоть и был похож на своего предка итальянского F-17, но отличался от него весьма заметно.
Итак, в далеком 1924 году в нашей стране были разработаны требования к танку сопровождения пехоты. Исходя из них, от конструкторов требовалось:
1. Танк массой до 3 тонн;
2. Вооружение – 37-мм пушка либо пулемет;
3. Защита – 16 мм броня;
4. Скорость не менее 12 км/ч.
Поскольку собственной танкостроительной школы и опыта не было, советские специалисты подробно изучали иностранный опыт. В частности, изучался итальянский танк «Фиат 3000».
Год спустя пришло понимание, что 3 тонны для танка, даже малого, это ничто, и требования изменили – теперь допускалась машина до 5 тонн. Предполагалось установка не только пушки, но и пулемета, увеличив таким образом огневую мощь. Кроме того, решили устанавливать и более мощный двигатель для увеличения скорости и маневренности.
И в марте 1927 года первый образец танка был готов. Он был похож на «Рено-17», однако меньше весил и был более подвижен. Однако танк, получивший индекс Т-16, имел кучу недостатков, и танк отвергли.
Второй образец получил индекс Т-18 и прошел испытания в мае 1927 года. На этот раз комиссию все устроило (или почти все) и танк был принят на вооружение уже в середине лета. Танк получил обозначение «малый танк сопровождения обр. 1927 г.» МС-1 или Т-18.
ТТХ танк Т-18:
1. Вес – 5,3 тонны;
2. Пушка Гочкиса 37 мм или ПС-1;
3. Боекомплект 104 снаряда;
4. Броня от 8 до 16 мм;
5. Два пулемета Федорова 6,5 мм или ДТ-29 с боекомплектом 1040 патронов;
6. Длина 3500 мм и 4380 мм со стволом;
7. Высота 2120 мм, ширина 1760 мм;
8. Экипаж 2 человека.
Танк получил рядный 4-цилиндровый двигатель мощностью 35 л.с., что позволяло разгонять машину до 16 км/ч по шоссе и 6,5 км/ч по пересеченной местности. Запас хода по дороге составил 100 км. В принципе, для того времени характеристики неплохие, хотя и не лучшие.
Тем более удивительно, что при таких характеристиках танк прослужил долго, успев повоевать в нескольких войнах:
1. Конфликт на КВЖД в 1929 году;
2. В Великую Отечественную войну, в частности в битве за Москву 1941-1942 годах.
3. В качестве БОТов – бронированных огневых точек.
Всего было произведено 959 танков Т-18, до наших дней «дожили» более десятка машин.