Сейчас всё больше людей понимает, что психологи-консультанты — не хранители таинственных секретов по решению жизненных проблем, не всезнайки, не ясновидящие, а прежде всего эксперты по отражению чувств, мыслей и жизненной ситуации своего клиента. Как зеркало. Очень важно, чтобы психотерапевт сохранял нейтральность, не оценивая мысли, действия или убеждения клиента. Его задача — распознавать чувства клиента, отражать его внутренние противоречия, подсвечивать "слепые пятна", помогать увидеть проблемную ситуацию человека в её целостности и сложности. Психологи — живые люди, и у них всегда есть свои "ловушки", обусловленные личным болезненным опытом. Регулярно случается так, что специалист в процессе консультирования теряет свою нейтральность и сам начинает испытывать какие-то сильные чувства. Тогда живое зеркало искривляется. Именно для этих моментов подходит перефразированная инструкция о порядке надевания кислородной маски, звучащая в самолётах. Если психолог боится клиента, злится на него или как-то ещё эмоционально вовлёкся в клиентскую ситуацию, он уже не может эффективно работать дальше.
Образно говоря, если клиент — утопающий, то сохраняющий нейтральность психолог стоит на берегу и имеет больше возможностей для помощи, чем если бы он барахтался рядом с клиентом.
В моменты потери нейтральности специалисту стоит взять паузу на несколько секунд, перевести фокус внимания с клиента на себя, прислушаться к себе и понять, что с ним происходит. Ради этого внутреннего мониторинга ему нужно сильно замедлить процесс работы, вдохнуть, собраться с мыслями... Непростой навык, но это признак профессионализма.
С той же целью саморефлексии проводятся супервизии, на которых опытный коллега помогает психологу вернуться в необходимое для работы положение нейтральности по отношению к конкретному клиенту. Личная психотерапия тоже помогает, способствуя знакомству психолога с собственными "ловушками" и выработке противоядий от них.
Если "ловушки" слишком сильны, психолог может отказываться от работы с болезненными для него запросами или с определёнными категориями клиентов, с которыми ему тяжело взаимодействовать. Это вовсе не признак слабости, а напротив, показатель профессиональной ответственности. Так, многие терапевты отказываются работать с темами насилия, с утратами, с психологическими травмами. Среди клиентов трудными категориями считаются алкоголики, авторы насилия, клиенты с пограничным расстройством личности... Вот почему иногда "своего" психолога приходится поискать.
Кроме того, ради эффективности терапии психолог имеет право брать в качестве клиентов только тех людей, которых он не знает близко. Двойные отношения (например, одновременно друг и терапевт) создают большой риск потери нейтральной позиции в отношении клиента и его проблемы.
Естественно и то, что уставший, испытывающий сильный стресс или выгоревший психолог легче теряет нейтральность, чем стабильный, отдохнувший и довольный жизнью.
Угроз потери нейтральности у психологов много. Не так-то легко быть живым зеркалом с минимальной кривизной. Но есть ради чего.
Автор: Орлова Светлана Игоревна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru