Найти в Дзене
На берегах Терека

ПОДГОТОВКА ОМАР-ХАНА АВАРСКОГО К ВТОРЖЕНИЮ В КАРТЛИ-КАХЕТИНСКОЕ ЦАРСТВО И ПРИБЫТИЕ В ТИФЛИС МУШКЕТЕРСКОГО ПОЛКА ГЕН. В.С.ГУЛЯКОВА

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Прошлогодний опыт перехода 17-го Егерского полка через Главный Кавказский хребет во многом учли, и дорога через Дарьяльское ущелье находилась в относительном порядке, поэтому российские войска вышли в поход значительно раньше. Уже 24 августа 1800 г. генерал К.Ф.Кнорринг информировал царя Георгия XII о том, что Кабардинский мушкетерский полк с 4 орудиями и сотней местных казаков «сего числа переправился на противный берег Терека и завтра выступает во владение Вашего Величества».

Рисунок М.Ю.Лермонтова
Рисунок М.Ю.Лермонтова

Их возглавил боевой генерал-майор В.С.Гуляков, который начал службу рядовым в 16 лет и через 5 лет в турецкую кампанию, за отличия в нескольких сражениях получил свой первый офицерский чин. Затем находился несколько лет в польских землях и принимал участие в войне со Швецией, где получил ранение. При императоре Павле I продвижение секунд-майора В.С.Гулякова по служебной лестнице заметно ускорилось и 29 января 1800 г. он был произведен в генеральский чин с одновременным направлением на Кавказскую линию шефом Кабардинского мушкетерского полка. Как показали дальнейшие события, выбор оказался правильным, и Василий Семёнович еще не раз прославит свое имя на полях сражений Кавказа, на которых и сложит свою голову.

Офицер и Гренадерский Барабанщик Кабардинского Мушкетерского полка. 1797-1801 гг.
Офицер и Гренадерский Барабанщик Кабардинского Мушкетерского полка. 1797-1801 гг.

Практически в то же время, когда генерал В.С.Гуляков завершал последние приготовления к переходу в Восточную Грузию, командующий на Кавказской линии генерал К.Ф.Кнорринг приказал генералу И.П.Лазареву обратиться к правителю Картли-Кахетинского царства. Он считал, что после отказа императора Павла I отправить еще несколько регулярных полков в Тифлис, то можно на месте сформировать 5000 войско. Пожелание российского командования было озвучено, но ни царь Георгий XII, ни его приближенные уже не могли справиться с подобной задачей. Желающих среди грузин защищать свою родину насчитывалось гораздо больше, но правители разоренного государства уже не могли содержать и вооружить такое количество мужчин.

Тифлис гравюра 19 век
Тифлис гравюра 19 век

Вместе с тем грозовые тучи все больше сгущались и прежде всего над близ расположенной Кахетией, в землях которой участились нападения партий лезгин, которые действовали все более напористо, ободренные последними новостями из Нагорного и Южного Дагестана. Так еще в послании от 14 августа 1800 г. полномочный министр П.И.Коваленский срочно информировал военное командование на Кавказской линии, что Омар-хан Аварский договорился о совместном набеге на Картли-Кахетинское царство с Сурхай-ханом Казикумухским. По уточненным данным к ним присоединились Мегмед-хан Дженгутайский с кадиями Акушинского и Андийского обществ и др. Высказывалось осторожное предположение, что, получив известие об отказе персидского шаха Фетх-Али-шаха начать вторжение, они «не осмелятся впасть в границы Грузинские». Однако этого не произошло, т.к. по воспоминаниям современников правитель Аварии обладал твердым характером и предприимчивостью, получивший за свои многочисленные походы прозвище Великий. Более того приглашения были разосланы и другим феодальным владетелям и старшинам вольных обществ Дагестана, которых не надо было уговаривать, т.к. среди их представителей всегда с избытком имелись желающие совершить очередную вылазку за добычей через горный перевал.

Старый Тифлис. Лев Лагорио
Старый Тифлис. Лев Лагорио

Военно-политическая обстановка еще более обострилась, когда стало известно, что беглый царевич Александр прибыл со своими сторонниками к Омар-хану Аварскому и был с почетом принят. Никто не мог точно сказать сколько еще сочувствовавших ему находилось непосредственно в самой Восточной Грузии и как поведут себя многочисленные князья и их доверенные лица, в случае вторжения нескольких тысяч хорошо вооруженных лезгин. Сводный брат царя Георгия XII надеялся использовать военный потенциал феодальных владетелей Дагестана и их союзников в борьбе за отцовский престол, который сильно пошатнулся в последние годы, но все еще оставался предметом раздора. Особенно после того, как еще в 1792 г. прежний престарелый правитель Ираклий II, не имея сил противостоять требованиям разделил свое царство между сыновьями на шесть самостоятельных владений, тем самым разрушив еще остававшееся эфемерное единство древнего христианского государства.

Грузины. 19 век
Грузины. 19 век

В свою очередь Омар-хан Аварский получил прекрасную возможность совершить обычный набег за прибавочным продуктом к соседям, но представлял его, как защиту династических прав одного из претендентов на грузинский престол. Вместе с тем, как успешный военачальник и к тому же опытный политик, он стремясь усыпить подозрения военного командования на Кавказской линии еще в начале августа 1800 г. обратился к генералу К.Ф.Кноррингу с просьбой о российском покровительстве. Для передачи прошения он отправил своего доверенного Хаджи-Мусу, которого приняли, как и подобает чиновника столь высокого статуса «оказав приличное званию его уважение». Обо всем немедленно доложили императору Павлу I, который вскоре дал свое согласие на покровительство дагестанскому феодалу и распорядился пропустить в столицу «в случае присылки от него чиновника» с соответствующими грамотами.

Грузия
Грузия

Поступившая просьба от Омар-хана Аварского первоначально поставила в двусмысленное положение кавказскую администрацию, но не боевого генерала И.П.Лазарева, уже хорошо понимавшего восточный колорит дипломатии. Как офицер с большим военным опытом, он в отсутствии собственных вооруженных сил у Картли-Кахетинского царства, обязан был по роду служебной деятельности не ждать распоряжений из Санкт-Петербурга, а оборонять вверенную ему территорию от вражеских вторжений. В этом ему существенную помощь оказал прибывший в срок командир мушкетерского Кабардинского полка генерал В.С.Гуляков с сотней гребенских казаков с левого берега Терека.

Кавказские типы. Рисунки Г. Гагарина
Кавказские типы. Рисунки Г. Гагарина

Вызывает интерес тот факт, что, уже находясь в грузинских землях, всего за несколько дней до решающего сражения, положившего конец вооруженной экспансии дагестанских феодалов в Закавказье, Омар-хан Аварский выразил свое полное восхищение и усердие к России. Однако несмотря на все усилия предводителей горцев Северо-Восточного Кавказа избежать столкновения с подразделениями Российской армии, прибывшей для защиты мирного населения Восточной Грузии, не удалось.

Продолжение следует. Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, будем вместе продвигать честную историю.