Найти тему

Испанская группа Inditex: как 2022 год повлиял на её результаты?

14 марта 2023 года испанская группа Inditex, владелец бренда Zara, выпустила отчет о своей деятельности за 2022 год. Каким был этот год для группы согласно отчетности и какие решения были приняты в отношении российской части бизнеса?

Решение о продаже бизнеса в России

25 октября 2022 группа Inditex достигла предварительного соглашения о продаже своего бизнеса в России группе Daher. Соглашение предусматривает, что все права и активы, связанные с 245 магазинами из 514, которые группа имела в России, перейдут к покупателю путем продажи всех акций в компании АО «Новая Мода» (до октября называлась АО «Зара СНГ»). Остальные магазины будут закрыты. 30 марта 2023 правительство РФ одобрило сделку.

Стоимость чистых активов, предназначенных для продажи, оценивается как 183 млн евро (примерно 14,8 млрд руб. по курсу на 14 марта).

«После заключения договора купли-продажи в переданных помещениях разместятся точки продаж брендов, принадлежащих группе Daher, совершенно не связанных с группой Inditex», — подчеркивает руководство текстильного гиганта.

При этом Inditex не закрывает двери для возвращения в Россию. Испанская группа оставляет за собой право в будущем вернуть товары своих брендов на российский рынок на основе договора франшизы, если возникнут новые обстоятельства.

Группа Daher с головным офисом в Арабских Эмиратах занимается продажей одежды и недвижимостью. Среди ее активов – группа Azadea, которая уже продает по франшизе одежду группы Inditex, Mango и других брендов в Азии и Африке.

В начале апреля замминистра промышленности и торговли РФ заявил РИА Новости, что магазины, ранее принадлежащие Inditex в России, начнут свою работу под новыми названиями в апреле-мае. Все магазины готовы к открытию, коллекции с новыми бирками уже отшиты и завезены в Россию. Ранее сообщалось, что одежда будет отшиваться в Турции.

Какие марки появятся в стране? Zara откроется под названием MAAG, Pull&Bear – DUB, Bershka – ECRU, Stradivarius – Vilet. Компании ООО «Ойшо СНГ» и ООО «Зара Хом СНГ» находятся в процессе ликвидации, а соответствующие бренды не вернутся в наши торговые центры. Как мы понимаем, марки Massimo Dutti и Uterque также пока не планируется возвращать в Россию (на данный момент ООО «Утерке» присоединена к ООО «Массимо Дутти», но последнюю пока не ликвидируют).

Доля российского рынка в бизнесе группы Inditex

Ранее, в течение 2022 года, руководство модной группы из Галисии неоднократно подчеркивало важность российского рынка для Группы: он занимал второе место после Испании по вкладу в финансовые результаты. Так, доля России по результатам 2021 года составляла 8,5% от EBIT (прибыли до вычета процентов и налогов) всей группы.

На конец 2021 года в России находилось около 8% от общего количества магазинов (515 из 6477 магазинов). Таким образом, Россия занимала второе место по числу магазинов после Испании, где располагалось 1267 магазинов. Для сравнения: на третьем месте находилась Мексика – 382 магазина (см. диаграмму), а в США всего 99 магазинов Zara (другие марки и вовсе не представлены).

Число магазинов группы Inditex в разных странах мира
Число магазинов группы Inditex в разных странах мира

По результатам за 2021 год доход от продаж в России составлял около 115 млрд руб. (около 1,4 млрд евро по курсу на 31.12.21), из которых почти 50% приходилось на марку Zara.

-3

Результаты деятельности группы Inditex за 2022 год в сравнении с 2021 годом

Приостановка деятельности в России и Украине стоила Группе 231 млн евро (по данным отчетности за 2022).

В то же время несмотря на геополитический и экономический контекст (возросшие затраты, инфляция и ковидные ограничения в Китае, ключевой стране производства), Группа показала увеличение показателей своей деятельности за 2022 по сравнению с 2021 годом (см. график):

· выручка от продаж выросла на 18% и составила 32,6 млрд евро,

· EBIT (прибыль до вычета процентов и налогов) выросла на 29% и составила 5,5 млрд евро,

· чистая прибыль выросла на 27% и составила 4,1 млрд евро.

-4

Zara — это формат, продажи которого выросли больше всего, на 21%, до 23,8 млрд евро за год. С другой стороны, Massimo Dutti вырос меньше всего, на 4%, до 1,6 млрд евро, так же, как и Oysho (вырос на 4%, до 0,6 млрд евро). «Мы верим в Massimo Dutti, который хорошо себя показывает, но именно этот бренд больше всего пострадал от ухода из России», — заявил генеральный директор Группы. Дело в том, что в России эта марка занимала второе место после Zara по выручке и чистой прибыли. Тем не менее, как указано выше, по какой-то причине одежда этой марки на российский рынок в ближайшее время не вернется.

Итак, ждём открытия новых магазинов в торговых центрах и будем следить за ситуацией.

#inditex #explorandoespana #espana #spain #испания #открываяиспанию #zara #bershka #maag #daher #inditexgroup #испанскийбренд #путешествиевиспанию #испанскаяодежда #massimodutti #происпанию