Найти в Дзене

Задачи и перспективы развития психологической службы образования в условиях современного общества

Деятельность психологической службы образования, как одного из важнейших звеньев целостной системы образования, так же определяется актуальными нуждами и задачами системы образования, приоритетными направлениями экономической и социальной политики государства. На сегодняшний день правомерно говорить о том, что в России, по сути дела, заложены основы психологической службы. И в первую очередь об этом свидетельствует: • наличие законодательной основы существования и образования службы; • готовность отечественной психологии обеспечивать школьную практику необходимыми теоретическими разработками и конкретным психологическим инструментарием; • мощный кадровый потенциал (в системе образования России уже сейчас работают почти шестьдесят тысяч психологов); • достаточно развитая система подготовки и переподготовки психологов-практиков для учреждений образования; • представительная сеть практических центров психологической помощи (свыше 1500 таких центров действуют сейчас в системе отечественног
Психологическая служба как организованная система работы существует во многих странах и имеет почти вековую историю. Исторически сложилось так, что в нашей стране наибольшее развитие получила школьная психологическая служба, а в широком смысле - служба психологической помощи в образовании.
Психологическая служба как организованная система работы существует во многих странах и имеет почти вековую историю. Исторически сложилось так, что в нашей стране наибольшее развитие получила школьная психологическая служба, а в широком смысле - служба психологической помощи в образовании.

Деятельность психологической службы образования, как одного из важнейших звеньев целостной системы образования, так же определяется актуальными нуждами и задачами системы образования, приоритетными направлениями экономической и социальной политики государства. На сегодняшний день правомерно говорить о том, что в России, по сути дела, заложены основы психологической службы. И в первую очередь об этом свидетельствует:

• наличие законодательной основы существования и образования службы;

• готовность отечественной психологии обеспечивать школьную практику необходимыми теоретическими разработками и конкретным психологическим инструментарием;

• мощный кадровый потенциал (в системе образования России уже сейчас работают почти шестьдесят тысяч психологов);

• достаточно развитая система подготовки и переподготовки психологов-практиков для учреждений образования;

• представительная сеть практических центров психологической помощи (свыше 1500 таких центров действуют сейчас в системе отечественного образования).

Задачи психологической службы вуза включают в себя:

1) психологическую помощь участникам образовательного процесса, сопровождение их в процессе получения высшего профессионального образования;

2) организацию и проведение различных видов практик студентов, обучающихся;

3) психологическую помощь частным лицам, различным государственным, общественным и коммерческим организациям.

Т.е. задачи включают в себя актуальные проблемы, которые должны стать предметом научно-исследовательской работы сотрудников

Методической основой работы психологической службы являются теория психологии развития, задачи развития и доминантная мотивация жизнедеятельности молодежи, обучающейся в вузе.
Методической основой работы психологической службы являются теория психологии развития, задачи развития и доминантная мотивация жизнедеятельности молодежи, обучающейся в вузе.

Таким образом, задачи психологической службы вуза и функции ее персонала должны включать в себя:

1) Сопровождение не только процесса обучения, не просто процессов адаптации студентов к вузу и даже не просто подготовки к будущей профессиональной деятельности, а озабоченность условиями развития личности студента - будущего профессионала в переходный период от юности к взрослости;

2) Диагностику психологической составляющей учебного процесса и личностных параметров развития его субъектов (изучение состояний и свойств личности студентов, способностей и особенностей когнитивных процессов и познавательной деятельности, их смысложизненных ориентаций и т.д.);

3) Специальную психологическую подготовку студентов к эффективному вхождению в профессиональную сферу средствами учебной деятельности (обучение студентов технологиям творческой деятельности; способам саморазвития высших качеств когнитивных процессов; эффективному коммуникативному взаимодействию; технологиям личностного и профессионального роста);

4) Участие научно-исследовательской лаборатории психологической ПС в разработке развивающих технологий обучения (обучение субъект-субъектному взаимодействию преподавателей и студентов; технологиям проведения студентами научно-исследовательской деятельности; развитие навыков и умений дифференциации - интеграции содержания знаний в учебных дисциплинах и др.);

5) Повышение психологической компетентности преподавательского состава учебного учреждения в осуществлении работы с современной молодежью (тактика учета совмещения студентами учебы и работы, участие в решении личностных проблем, преодоление асоциального поведения);

6) Участие психологическими средствами в создании условий развития творческих способностей студентов. Доказано, что репродуктивный путь обучения малоэффективен в становлении высокого качества профессиональной готовности специалиста. Поэтому приоритетное место в работе психологической службы вуза должно принадлежать включению психологов в проектирование условий для развития творчества студентов. Творческий формат обучения студентов потребует установления иного соотношения между аудиторным обучением и производственной практикой; осуществления студентами самостоятельного учебного поиска, выбора информационного пространства; разработки инновационной дидактической технологии; изменения оценочной системы в вузе, традиционно возложенной на плечи преподавателей, часто исключающей показатели развития психологических составляющих качества профессиональной готовности студентов;

7) Разработка способов «вмонтирования» приобретаемых знаний в вузе в пространство субъект-объектного отношения к будущей профессиональной деятельности студента, направленности обучения на возникновение установок, при которых отношение студентов к знаниям включало бы прагматическую ориентированность;

8) Разработка теоретических основ и технологии развития профессиональной проектировочной деятельности как возможности студентам соответствовать современным изменчивым социально-экономическим условиям, как подготовка их отвечать на вызовы действительности;

9) Совместная с отдельными студентами и творческими группами научно-исследовательская деятельность по изучению причин, видов и форм отчуждения студентов в процессе вузовского обучения; экспериментальное исследование ожиданий и установок студентов от учебы в вузе.

-3

Основные направления работы психологической службы вуза в отношении обучающихся:

· разрешение противоречий между доминирующими потребностями молодежи и игнорированием их организационными структурами вуза;

· устранение иллюзий и заблуждений преподавателей в отношении доминирующей мотивационной основы учебной деятельности студентов;

· психологическое обоснование требований к созданию оптимального согласования между решением возрастных проблем жизнедеятельности студентами и процессом профессионального обучения.

А. В. Капцов выделяет ряд факторов, которые тормозят развитие психологической службы вуза:

- концептуальные (отсутствие четких теоретических представлений о принципах, содержании и методах психологической работы в вузе; неразработанность организационных аспектов);

- правовые (отсутствие нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность психологических служб вузов);

- экономические (проблемы с финансированием, слабая материально-техническая база); психологические (неадекватная оценка роли психологической службы в решении задач современного высшего образования). В настоящее время именно решение этих актуальных проблем, стоящих перед психологической службой вуза будет определять дальнейшее ее развитие. Также в работе присутствует разработанная модель психологической службы вуза, которая ориентирована на личностно-профессиональное развитие студентов в процессе вузовского обучения.