Найти тему
Строки на веере

Волшебная Гороховая# 16. Дома 55-57.

Гороховая улица, 55

Доходный дом. Построен в 1846 году, перестроен в 1880 году по проекту академика архитектуры Фридриха Августа (Александра Ивановича) Ланге в стиле неоклассицизм

В 1917 году этот дом приобрёл доктор медицины, действительный статский советник П.А. Яппа, который жил здесь с семьёй (в кв. № 11); в 1927 году в этом доме родился его внук, известный физик Ю. А. Яппа.

Гороховая улица, 56

Доходный дом. Год постройки неизвестен, в 1879—1880 годы его перестраивали архитекторы Гронвальд А. Г. и Мельников Н. А.

В этом доме жил латышский композитор Язепс Витолс. О чем говорит и мемориальная доска «В этом доме с 1895 по 1918 годы жил и работал профессор Петербургской консерватории, основоположник латышской классической музыки Язепс Витолс. 1988», Портрет, подпись Я. Витолса и даты его жизни «1863–1948». 1988 году Скульптор Кедис С. М. Материал — бронза.

-2

Гороховая улица, 57А

Здание школы. Ленинградский областной колледж культуры и искусства, где когда-то училась ваша покорная слуга. Хорошие были денечки. Раз нашла у Г.Л.Олди (Дмитрий Громов и Олег Ладыженский) в романе «Шутиха» указание о том, что компания, где готовят шутов, находится на Гороховой улице, и сразу же позвонила спросить. Не наша ли эта улица? Потому как в колледже как раз долгие годы готовили массовиков-затейников, режиссеров досуга, ритуала и праздника, и разного рода кружководов. Но мэтры на мой вопрос сразу же стали отнекиваться, говорили, что Гороховая возникла по ассоциации с шутом гороховым. А я то, глупенькая размечталась, что они таким гротескным образом воспели мою альма-матер.

«В 1988 году во дворе колледжа был установлен памятник О. Ф. Берггольц, скульптор Н. Г. Сухорукова, на котором высечена строка Ольги: «Из недр души я стих свой выдирала, Не пощадив живую ткань её».

-3

Гороховая, 57 /Фонтанки наб., 81

Одно из самых мистических мест Петербурга – знаменитая масонская ротонда. Впрочем, попасть туда сейчас непросто. Надо войти во двор колледжа искуссив с Гороховой улицы, пройти через скверик, отворить дверь в парадную и… Если вы сумеете открыть все замки или договориться с вахтером (цена вопроса 70 рублей), перед вами предстанут шесть колонн, расположенных по кругу парадной увенчанные куполом. Две винтовые чугунные лестницы, взбегающие вверх, небольшое окошко и маленький закуток наверху, к которому ведут несколько ступенек.

Здание было построено в 1827 году архитектором Евгением Ипполиттовичем Ферри де Пиньи по заказу купца Устинова, но одновременно его считают домом масона Зубова. Сведений о последнем не сохранилось. Впрочем, на то он и масон, чтобы уметь прятать не подлежащую огласке информацию о себе.

Когда-то здесь собирались члены масонской ложи. В подвале дома проходили обряды посвящения. Считается, что в Петербурге существуют или существовали, еще пять таких же ротонд, расположенных по пентаграмме, ротонда же на Гороховой находиться как бы в центре звезды. Остальные, если таковые действительно имели место быть, скорее всего, были разрушены во время Великой Отечественной войны.

В девяностые годы ХХ века это милое место не запиралось, и самый первый раз я попала туда в компании. Так получилось, что в тот день, мы записались на съемки какого-то костюмного фильма. Начало ноября, довольно поздний вечер, а мы снимаем дубль за дублем, и конца края этому делу нет. Наконец уставшие и измученные, я и двое ребят изображающие военных времен Анны Иоанновны, решили переждать снегопад в каком-нибудь парадном. И вот тут мне впервые показали ротонду. Забравшись на самый верх, мы сидели, разговаривая о пустяках и пытаясь хоть сколько-нибудь согреться, когда внизу вдруг скрипнула дверь, и в парадную начали проходить люди.

«Ну что ты скажешь, они нас и здесь нашли!» – один из наших выругался, мы поднялись со своих мест и как по команде посмотрели через перила вниз, ожидая увидеть знакомую помрежку[1]. Но вместо нее перед нами предстала процессия в белых одеждах с капюшонами на головах. В руках люди несли мерцающие свечи. Не помню, чтобы на съемочной площадке были такие костюмы, впрочем, чего там только ни было.

-4

Получалось, что отсняв что нужно на улице, они решили снять новый дубль на лестнице. И что дальше? Спускаться вниз невозможно, вдруг они уже включили камеры. Решили сидеть, пока не прогонят или не заставят тоже переодеваться в белые плащи и работать.

Стены ротонды были расписаны строками из песен «Кино» и «Алисы», пацификации и крестами. Тогда я еще не знала, что здесь «тусовались» Кинчев, Цой, Бутусов, и постоянно обретались их многочисленные поклонники.

Не представляя чем заняться, я читала надписи на стенах, отчего-то здесь было принято записывать свои пусть даже самые странные желания. Впрочем, само место навивало желание то ли молиться, то ли медитировать.

-5

Не знаю, сколько прошло времени, возможно, я заснула или попала в какое-то иное пространство. Когда меня растолкали, никаких людей со свечами на лестнице уже не было. А действительно пришедшая за нами помрежка требовала немедленно бежать на площадку.

Надо ли говорить, каково было наше удивление, когда мы не обнаружили на съемке людей в характерных белых балахонах?

А еще говорят, что в подвале ротонды время течет как-то не так, и можно за несколько часов постареть на много лет, еще вероятнее, сойти с ума.

-6

По легенде, на одной из площадок лестницы когда-то находилась дверь. Не знаю, что было за этой дверью, ее замуровали и закрасили, но очертания все равно были заметны. Однажды в Ротонде появился молодой человек, который целенаправленно подошел к этой двери. Он долго всматривался в нее, пытался отковырнуть краску ногтем. А потом вдруг взял и исчез. Свидетелей было человек восемь, полагаю, не особенно трезвые, но все же, чтобы целая компания вдруг начала хором галлюцинировать…

Говорят, что он отсутствовал минут пятнадцать или около того, а потом вдруг вышел из стены, так же легко, как прежде вошел в замурованную дверь. Вот только был он уже не юношей, а семидесятилетним стариком. А может, вместо юноши явился старик? Так сказать, обмен туристами с зазеркальным миром?

Винтовая лестница в Ротонде обладает странным свойством, если специально закрыть глаза, и попытаться подняться вслепую наверх, что-то непременно помешает сделать это. И в какой-то момент, вы откроете глаза. Согласно поверьям, лестница ведет в никуда.

В интернете можно узнать что, в Ротонду частенько наведываются члены официально запрещенных религиозных сект. Так, говорят, питерские сатанисты здесь отмечают праздники: Вальпургиеву ночь с 30 апреля на 1 мая, Хэллоуин в ночь на 1 ноября, Сретенье 15 февраля и другие какие-то свои специфические праздники. В эти дни, или, если быть точным, ночи, с 0 до 4 часов они справляют в Ротонде так называемую «черную мессу». Но последнее чистейшее вранье, кто бы позволил резать младенцев в жилой парадной? А какая же черная месса без человеческого жертвоприношения?

А еще, в этом месте сбываются самые невероятные желания, правда, исполняет их ни кто иной, как лично Князь Тьмы, который, частенько посещает свой любимый город. И если встретить его на лестнице и вежливо поздороваться, он непременно исполнит любое твое желание. Правда, утверждают, что у обитателей ада несколько специфическое чувство юмора, так что и желания могут исполниться несколько неожиданным образом, так что последствия соделанного не обрадуют.

А еще говорят, будто бы в шестидесятых годах в Ротонде каждый день тусовалась красивая темноволосая девушка, которая сидела на верхней площадке, где тихо напевала себе под нос. А потом вместо девушки там появилась веревка с петлей. Позже прошел слух, что незнакомка повесилась на этой самой веревке. Правда это была или нет, но девушку больше никто не видел, а тусующиеся здесь хиппи утверждали, будто бы девушку видели в ротонде каждый день, но никто ни мог вспомнить, чтобы она туда заходила и как выходила. Кроме того, на ней всегда был темно-синий свитер. То есть в любую погоду, зимой, весной, летом или осенью… а разве так бывает?

И последнее, в ротонде совершенно потрясающая акустика, если шепнуть что-нибудь, стоя лицом к стене, то фраза не только будет слышна всем присутствующим, но и, облетев всю Ротонду, вернется к говорившему, причем чужим голосом.

[1] Помреж – жаргонное обозначение помощник режиссера.

-7

Книгу "Волшебная Гороховая" можно приобрести у автора (пишите в личные сообщения) в Лавке писателей (Невский, 66) или на их сайте: https://lavkapisateley.spb.ru/knigi-peterburgskikh-pisatelej/volshebnaya-gorokhovaya-kak-chelovek-stanovitsya-prospektom