Найти в Дзене

Старая дева

Рассказ

Мария Филипповна поправила аккуратный пучок волос на затылке, мельком глянула в маленькое зеркальце, и, привычным жестом взяв нужную литературу под локоть, направилась в класс.

Её называли "учителем от Бога", историю она любила больше, чем современное время, а потому была несколько "улетевшая", по незлобивым словам нескольких учеников и коллег.

Седьмые классы шли на её урок, как на праздник и слушали её молча, открыв рты - умела она преподнести свой материал так ярко и красочно, как не один педагог в их школе. Одиннадцатые классы шли сплошь и рядом на ЕГЭ, выбрав её предмет, и знали всё практически "назубок", при этом не занимаясь бесконечной зубрёжкой.

Коллеги не то чтобы любили её - она была немного замкнута и педантична, свою работу выполняла более, чем хорошо, проблемами не делилась, да и какие у неё были проблемы, коли проживала она со стареньким котом, имеющим странное имя Петрушка и посещала только лишь центральную библиотеку.

Все знали, что она никогда не была замужем, но в свои сорок пять лет имела приличный стаж работы в этой школе.

К ней привыкли - как к хорошей, удобной мебели, которая не доставляет хлопот, а выполняет свои функции молча и надёжно.

Никто не понимал, почему она не замужем - внешность у неё была пусть и обычная, но уж точно не неприятная. Да, женщина была скованна и стеснительна, но сколько их таких по белу свету, которые вышли замуж, впоследствии превратив эти качества в уверенность и решительность.

Многие думали, что скорее всего дело в её чрезмерной осторожности, что она опасается заводить отношения, а потому сама себя загнала в какие-то непонятные рамки, оставившие её старой девой до сорока пяти лет.

Для неё же самым главным была её работа, уважение коллег, директора и учеников, и конечно, её старый кот. Вот и все составляющие жизни старой девы.

В одиннадцатом классе на уроках она устраивала интересные конкурсы и дискуссионные вечера, и уроки для будущих выпускников пролетали незаметно.

Единственной её проблемой был Широков - ученик с одной стороны талантливый, а с другой - никак не желающий учить, по его словам, "этот ненужный, вредный и капризный предмет". История почему-то давалась ему с трудом - он путался в датах, событиях, а около доски при устных ответах у него словно пропадал дар речи, и он не знал, с чего начать. А потому злился, нервничал, получал очередную "тройку", или того хуже, "пару" и раздражённый, уходил на своё место.

-Жень - убеждала его Мария Филипповна - ну ты же талантливый парень, ну в чём проблема? Давай, я с тобой позанимаюсь, в конце концов.

-Да не нужна мне ваша история - вздыхал ученик - я вообще на экономический поступать буду. Аттестат только портить вашим предметом.

И он недовольно бурчал, а Мария Филипповна пыталась убедить его, что усердием и старанием можно всего добиться, и хорошей оценки по истории тоже.

Когда за вторую четверь у Женьки в журнале итоговой оценкой стала тройка, в школу пожаловала его мать - высокая, богато одетая, худая женщина в модной шубке и с ярко накрашенными губами.

Она долго уговаривала Марию Филипповну пойти её сыну навстречу и "натянуть" оценку, так как Женька шёл на золотую медаль, и эта "четвёрка" закрыла бы ему всю дорогу к ней.

Но учительница оставалась непреклонной, она стала убеждать мать Широкова, что её сын вполне может знать её предмет на "отлично", просто не хочет постараться.

-Послушайте - отчаявшись убедить её, сказала мать Женьки - ну что вам стоит? Они в этом году уходят, какая вам разница? Или вы денег хотите?

При этих словах глаза Марии Филипповны за стёклами огромных очков стали большими и круглыми:

-Что вы говорите? - возмущённо произнесла она - я никогда за знания денег не брала, и брать не буду. Я несколько раз предлагала вашему сыну позаниматься с ним бесплатно, в моё, между прочим, свободное время, и всё только для того, чтобы исправить ему оценку, но он отказывался. Вот вам и результат. Он просто лентяй и сам признался, что мой предмет ему не нужен. По остальным предметам у него "хорошо" и "отлично", а историю он, по вашим словам, не понимает. Да быть такого не может! Он просто не хочет понимать и ленится!

-Да откуда ж ты такая принципиальная взялась? - покачала головой мать ученика - ну какая разница тебе, если немного поможешь парню? Пожалей ты его - на золотую медаль ведь идёт.

-Вот именно - парировала учительница - значит, должен все предметы знать на "хорошо" и отлично".

И она наотрез отказалась завышать оценку.

-Ну, погоди, змея - вслед ей прошипела мать Женьки - ты ещё об этом пожалеешь.

Весна понемногу вступала в свои права. Весь коллектив стал замечать, что Мария Филипповна изменилась - она стала чаще улыбаться, на лице её появился неброский макияж, а строгий пучок она сменила на распущенные по плечам волосы, которые оказались на редкость густыми и красивыми. Даже вечные очки она поменяла на яркие линзы и весь коллектив заметил, что в принципе, в свои сорок пять она довольно-таки привлекательная женщина.

Всё было просто - Мария Филипповна познакомилась с мужчиной, и не просто где-то на улице, а именно в библиотеке, куда довольно часто заглядывала.

У него было довольно редкое имя - Вениамин, и он покорил неприступную Марию Филипповну любовью к книгам и, самое главное, к истории.

Он был довольно обеспеченным человеком, по его словам, разведённым, с несложившейся личной жизнью и желанием начать всё сначала. Они были примерно одного возраста, но влюблённой женщине он казался необычайно умным и начитанным, и знал гораздо больше её. Она не верила в своё счастье, не верила, что практически на закате жизни ей встретился идеальный мужчина - внимательный, заботливый, надёжный...

У них не получалось встречаться часто - у Марии Филипповны были обстоятельства, про которые она пока не могла сказать своему любимому, но когда встречались, Вениамин забрасывал её комплиментами и был просто в восторге от своей возлюбленной.

Мария Филипповна частенько думала о том, что он нашёл в ней - красивый, представительный, в ней - старой деве и самой обычной женщине. Но он убеждал её, что никогда не встречал такую, как она, и что он влюблён без памяти.

Они ещё не дошли до близких отношений, но Мария Филипповна всем своим замирающем сердцем чувствовала, что к этому всё и идёт. Она частенько писала своему любимому восторженные смс-сообщения, он же не любил вот так переписываться, и когда она обижалась на то, что он не отвечает, говорил ей, что лучше он скажет ей всё в глаза при встрече или во время звонка, а эти "писульки", по его словам "для подростков".

В один из тёплых апрельских дней Мария Филипповна пришла в школу в необычайно хорошем настроении. Накануне она купила модные демисезонные ботиночки на высоком каблуке и стильную юбку. Она прошла в "зауческую", приняла пару восторженных комплиментов от женщин-коллег по поводу обновок, расчесала волосы перед зеркалом, и тут в кабинет влетела секретарь директора Лидочка, и направилась прямиком к ней.

-Маша - понизив голос, сказала она - там тебя Юрий Михайлович вызывает.

-Зачем? - по-прежнему улыбаясь, спросила учитель.

-Там отец этого, Широкова, орёт на весь кабинет так, что в коридоре слышно.

-А я тут при чём? - Мария Филипповна удивлённо посмотрела на секретаря.

-Так про тебя и орёт. Широков - руководитель концерна, очень крупного, который строительством занимается в городе. Его концерн - спонсор нашей школы. Пойдём! А то директор с меня стружку снимет, что долго хожу.

Мария Филипповна пожала плечиком и пошла за Лидочкой. Подходя к кабинету, она с удивлением услышала голос... Вениамина. Открыв дверь, она увидела Юрия Михайловича, мать Широкова и, собственно, Вениамина, который держал женщину за руку. Когда она вошла, все повернулись в её сторону.

-О! - заявила мать ученика - нарисовалась, красавица.

-Здравствуйте - поздоровалась Мария Филипповна - Венечка, а ты что тут делаешь?

-Какой я вам Венечка! - заорал Вениамин и повернулся к директору - вот видите! Это что ещё за Венечка?! Я уважаемый человек, женатый, у меня дети, а ваша...гм...учительница мне такие непристойности пишет!

-Мария Филипповна - мягко сказал директор - скажите, вы писали эти сообщения Вениамину Петровичу?

И он показал Марии Филипповне дорогой телефон мужчины с её смс-ками.

Мария Филипповна сглотнула комок в горле и неуверенно произнесла:

-Да, но ведь мы...с Вениамином Петровичем...встречаемся...

-Что? - расхохоталась жена Вениамина - ты на себя посмотри, курица! Чтобы мой муж встречался с тобой?! Не смеши народ!

-Мария Филипповна - продолжил директор уже каким-то холодным и строгим голосом - у вас есть факты, подтверждающие ваши отношения?

Мария Филипповна указала на телефон:

-Ну только эти смс... Мы встречались в основном в парке или в кафе...

-Что? - взвился Вениамин - да ты, ненормальная, один раз меня видела всего, потом откопала где-то, видимо, в классном журнале, мой телефон и стала забрасывать этими непристойными сообщениями и звонками! - он повернулся к директору - это преследование! Эта женщина больна! А вы позволили работать ей с детьми!

-Но... - попыталась возразить Мария Филипповна и потянулась к Вениамину.

-Увольте её! - закричала жена Широкова-старшего - да она маньячка натуральная, а вы ей с детьми работать доверяете. Это домогательство! Мой муж - уважаемый человек, спонсор вашей школы. Многие учебные заведения хотели бы быть на вашем месте, а мы выбрали вас! И тут такое! Видимо, нужно поднять вопрос о необходимости спонсорства!

-Я требую от вас, Юрий Михайлович - Широков склонился к директору - решительных и серьёзных мер. Решительных и серьёзных!

И они вдвоём гордо выплыли из кабинета.

Мария Филипповна бессильно опустилась на стул, её бледное лицо выдавало целую гамму эмоций. Юрий Михайлович перебирал на столе ручки и карандаши, потом заявил:

-Да-с, Мария Филипповна, не ожидал от вас. Вы же взрослая женщина - и такое поведение!

-Но я... - начала Мария Филипповна, понимая вдруг, что она совершенно ничего не знала о Вениамине, а тем более, об отце Широкова-младшего. Не знала, где живёт Вениамин, он никогда не приглашал её к себе, не знала, есть ли у него дети... Отстутствие кольца на пальце ещё ничего не означает... Ах, как она сильно увлеклась своим новым чувством - потеряла голову и способность разумно размышлять! Какое разочарование!

-Ничего не говорите. Вы с своём уме? - произнёс директор.

-Вероятно, это из-за оценки Широкова по моему предмету - расплакалась несчастная женщина.

-При чём тут оценка?

Мария Филипповна рассказала ему о разговоре с матерью Широкова. Тот встал и начал ходить по кабинету туда-сюда:

-Ох, идейная вы наша! Ну что вам стоило чуть-чуть закрыть глаза на некоторые...гм...недостатки этого ученика? Он ведь на золотую медаль тянет! Теперь вот - скандал! Ну подошли бы ко мне с этим вопросом - я бы сам с ними всё решил!

-Я не знала, кто его отец, не знала, что он настолько влиятелен.

-А надо знать такую информацию, Мария Филипповна! Вы не в Советском Союзе живёте! Все знают - а она нет! И даже не интересуется! Поистине - "улетевшая"! Вот как, как теперь решить эту ситуацию, скажите мне?!

Ситуация, конечно, решилась абсолютно не в пользу Марии Филипповны. Широков-отец поставил беспрекословное условие - или его деньги и спонсорство для школы, или учитель истории, которых вон, на каждом углу - свистни, и прибегут.

Увольнение было быстрым и Мария Филипповна покинула стены школы, в которой провела двадцать с лишним лет.

На следующий после её увольнения день Широков-младший шёл мимо "зауческой". Скоро должен был начаться первый урок. Проходя мимо, он услышал в приоткрытую дверь обрывки фраз из разговора небольшой кучки учителей:

-Сегодня ночью и увезли... Сердце, говорят, не выдержало, так и не успели до больницы довезти, горемычную...

-Бедная, бедная Мария Филипповна...

-Говорят, у неё осталась мать-инвалид, лежачая... Она много лет за ней ухаживала, инвалиды долго живут порой...

-Да, потому и замуж не выходила - не хотела на мужчину проблемы вешать свои...

-И не говорила никому, никогда не жаловалась...

Широков ещё немного постоял, послушал, и как ни в чём не бывало, пошёл на урок.

Свидетельство о публикации №224041601342

Всем привет, мои дорогие) Как Ваши дела, как настроение? Надеюсь, всё у Вас в порядке)
Скажите, у Вас были конфликты с учителями, когда Вы учились? А у Ваших детей? Не кажется ли Вам, что профессия "Учитель" сейчас не такая почитаемая, как раньше? Сейчас на детей ни дунь, ни плюнь - знают свои права) А вот когда я училась, наша первая учительница таскала нас за косы) А об одного мальчишку сломала указку. Вот так-то) Тогда грустно было от этого, сейчас вспоминаешь - смешно)
Вам я желаю спокойствия и минимум волнений и неприятностей в этой жизни) Чтобы никакие тревоги и печали не беспокоили Вас и Ваших близких. Ну, а я остаюсь всегда с Вами. Ваша Муза на Парнасе.
Фото автора.
Фото автора.