5 апреля 1815 года жители Молуккских островов неожиданно услышали в отдалении сильный гул, похожий на раскаты грома. На следующий день уже на востоке острова Ява начались необычные "осадки": с неба стал падать вулканический пепел. Ещё через 5 дней, 10 апреля 1815 года жители Суматры были встревожены звуками, напоминающими артиллерийские выстрелы. А вслед за тем, уже после наступления темноты, на острова Малайского архипелага пришло цунами, унёсшее жизни около 4600 человек.
Никто из очевидцев этих явлений не связал их с начавшимся извержением стратовулкана Тамбора на индонезийском острове Сумбава.
Извержением, не только уничтожившим три местных островных государства - княжества Пекат, Сангар и Тамбору вместе с их обитателями, но и погрузившим весь мир в подобие "ядерной зимы", последствия которой долго ещё осложняли жизнь людям не только на окрестных островах, но даже в Европе и Америке.
В результате извержения Тамборы в стратосферу было выброшено огромное количество оксида серы, ставшего причиной глобальных климатических аномалий.
Так, весной и летом 1815 года жители северо-восточной части США постоянно сталкивались со странным "сухим туманом", который не могли разогнать ни ветер, ни сильный дождь. Туман становился красным в лучах солнечного света и заслонял солнечный диск. Позже выяснилось, что это был сульфатный аэрозоль, попавший в стратосферу как раз вследствие извержения вулкана Тамбора.
Англичане же, начиная с 28 июня 1815 года, могли любоваться необычно яркими закатами и продолжительными сумерками. Цвет неба возле горизонта приобретал оранжевые или красные оттенки, выше переходящий в ярко-фиолетовый или розовый цвета. Зрелище, должно быть, было завораживающим. Но никто из жителей Туманного Альбиона тогда ещё не догадывался о том, что вся эта небесная "красота" не к добру.
В начале октября необычные закаты прекратились. Зима пришла в положенный срок и почему-то решила надолго задержаться. В марте 1816 года оттепель в Европе и не начиналась. К апрелю кое-как потеплело, но и он, и май выдались на удивление дождливыми. Было много грозовых ливней, часто шёл град, что не лучшим образом сказалось на будущем урожае.
Летние месяцы 1816 года принесли людям новые неприятные "сюрпризы": в Америке и в Европе установились заморозки и даже шёл снег, глубина которого местами достигала 30 см.
Резкое похолодание во всём мире стало причиной катастрофического неурожая. Зерно не успевало вызревать, хлеб и овощи гнили на корню. В результате цены на продовольствие к весне следующего, 1817 года, взлетели раз в десять. Та же Британия закупала в эти месяцы зерна за границей больше, чем когда-либо в своей истории, но даже эти меры были не в силах уберечь людей от голода.
Десятки тысяч европейцев, поставленных на грань выживания, решили тогда искать счастье за морем и эмигрировали в Новый Свет. Который, к слову, пострадал от последствий извержений Тамборы ничуть не меньше старушки-Европы. Неспроста же в США 1816 год был назван "тысяча восемьсот насмерть замёрзшим".
Как бы там ни было, но 1816 год остаётся самым холодным годом в истории. Ни до, ни после него, человечеству пока ещё к счастью не приходилось сталкиваться с более серьёзными погодными аномалиями, связанными с внезапным похолоданием.
Вряд ли было бы возможным подсчитать точное количество человеческих жизней, унесённых извержением Тамборы и его последствиями. Только на самом острове Сумбава жизнь была полностью уничтожена в результате извержения, а тамборская культура и тамборский язык навсегда исчезли с лица Земли вслед за них носителями.
Пожалуй, единственным положительным последствием того извержения стали невероятно красивые закаты.
Их до сих пор можно видеть на картинах художников, живших в первой четверти XIX столетия. Эти закаты, словно наполненные жёлтыми, золотистыми и оранжево-алыми тонами, напоминающими оттенки пламени, до сих пор удивляют посетителей художественных выставок.
Которые даже не догадываются о том, на сколько зловещей на самом деле была вся эта небесная "красота", ставшая предвестницей наступления самого холодного в истории года.