(1)На окраине села, возле издолблённой осколками, пробитой снарядами колхозной клуни, крытой соломой, толпился народ. (2)У широко распахнутого входа в клуню нервно перебирали ногами тонконогие кавалерийские лошади, запряжённые в крестьянские дровни. (3)И откуда-то с небес или из-под земли звучала музыка, торжественная, жуткая, чужая. (4)Приблизившись к клуне, пехотинцы различили, что народ возле клуни толпился непростой: несколько генералов, много офицеров и вдруг обнаружился командующий фронтом.
— (5)Ну занесла нас нечистая сила... — заворчал комроты Филькин.
(6)У Бориса Костяева похолодело в животе, потную спину скоробило: командующего, да ещё так близко, он никогда не видел. (7)Взводный начал торопливо поправлять ремень, развязывать тесёмки шапки. (8)Пальцы не слушались его, дёрнул за тесёмку — с мясом оторвал её. (9)Он не успел заправить шапку ладом. (10)Майор в жёлтом полушубке, с портупеей через оба плеча, поинтересовался, кто такие.
(11)Комроты Филькин доложил.
— (12)Следуйте за мной! — приказал майор.
(13)Командующий и его свита посторонились, пропуская мимо себя мятых, сумрачно выглядевших солдат-окопников. (14)Командующий прошёлся по ним быстрым взглядом и отвёл глаза. (15)Сам он хотя и был в чистой долгополой шинели, в папахе и поглаженном шарфе, выглядел среди своего окружения не лучше солдат, только что вылезших с переднего края. (16)Глубокие складки отвесно падали от носа к строго сжатым губам. (17)Лицо его было воскового цвета, смятое усталостью. (18)И в старческих глазах, хотя он был ещё не старик, далеко не старик, усталость, всё та же безмерная усталость. (19)В свите командующего слышался оживлённый говор, смех, но командующий был сосредоточен на своей какой-то невесёлой мысли. (20)И всё звучала музыка, хрипя, изнемогая, мучаясь.
(21)По фронту ходили всякого рода легенды о прошлом и настоящем командующего, которым солдаты охотно верили, особенно одной из них. (22)Однажды он якобы напоролся на взвод пьяных автоматчиков и не отправил их в штрафную, а долго вразумлял.
— (23)Вы поднимитесь на цыпочки — ведь Берлин уж видно! (24)Я вам обещаю: как возьмём его — пейте сколько влезет! (25)А мы, генералы, вокруг вас караулом стоять будем! (26)3аслужили! (27)Только дюжьте, дюжьте...
— (28)Что это? — поморщился командующий. — (29)Да выключите вы музыку!
(30)Следом за майором стрелки вошли в клуню, проморгались со свету...
(31)На снопах белой кукурузы, засыпанной трухой соломы и глиняной пылью, лежал погибший немецкий генерал в мундире с яркими колодками орденов, тусклым серебряным шитьём на погонах и на воротнике. (32)В углу клуни, на опрокинутой веялке, накрытой ковром, стояли телефоны, походный термос, маленькая рация с наушниками. (33)К веялке придвинуто глубокое кресло с просевшими пружинами, а на нём — скомканный клетчатый плед, похожий на русскую бабью шаль.
(34)Возле генерала стоял на коленях немчик в кастрюльного цвета шинели, в старомодных, антрацитно сверкающих ботфортах, в пилотке, какую носил ещё Швейк, только с пришитыми меховыми наушниками.
(35)Перед ним, на опрокинутом ящике, хрипел патефон, старик немец крутил ручку патефона, и по лицу его безостановочно катились слёзы...
(36)Командующий с досадой шмыгнул носом. (37)Повелительно приказал:
— Схоронить генерала, павшего на поле боя, со всеми воинскими почестями: домовину, салют и прочее. (38)Хотя прочего не можем, — командующий отвернулся, опять пошмыгал носом. —(39)Панихиду по нему в Германии справят. (40)Много панихид.
(41)Кругом сдержанно посмеялись.
— (42)Его собакам бы скормить за то, что людей стравил. (43)3а то, что Бога забыл.
— (44)Какой тут Бог? — поник командующий, утирая нос рукавицей. — (45)Если здесь не сохранил, — потыкал он себя рукавицей в грудь, — нигде больше не сыщешь.
(46)Борису нравилось, что сам командующий фронтом, от которого веяло спокойной, устоявшейся силой, давал такой пример благородного поведения, но в последних словах командующего просквозило такое запёкшееся горе, такая юдоль человеческая, что ясно и столбу сделалось бы, умей он слышать: игра в благородство, агитационная иль ещё какая показуха, спектакли неуместны после того, что произошло вчера ночью и сегодняшним утром здесь, в этом поле, на этой горестной земле. (47)Командующий давно отучен войной притворяться, выполнял он чей-то приказ, и всё это было ему не по нутру, много других забот и неотложных дел ждало его, и он досадовал, что его оторвали от этих дел. (48)Мёртвых и пленных генералов он, должно быть, навидался вдосталь.
(49)Командующий что-то буркнул, резко отвернулся, натянул папаху на уши и, по-крестьянски бережно подоткнув полы шинели под колени, устроился в санях. (50)Что-то взъерошенное и в то же время бесконечно скорбное было в узкой и совсем не воинственной спине командующего, и даже в том, как вытирал он однопалой солдатской рукавицей простуженный нос, виделась человеческая незащищённость. (51)Так и не обернувшись больше, он поехал по полю. (52)Сани качало и подбрасывало на бугорках, полозьями обнажало трупы.
(53)Кони вынесли пепельно-серую фигуру командующего на танковый след и побежали бойчее к селу, где уже рычали, налаживая дорогу, тракторы и танки. (54)И когда за сугробами скрылись лошади и тоскливая фигура командующего, все долго подавленно молчали.
(По В. П. Астафьеву*)
*Виктор Петрович Астафьев (1924 — 2001) — русский писатель, драматург, эссеист
Анализ текста
Кто главный герой текста? (Командующий фронтом)
Как описан командующий? (Предложения 15-18, 49-50. В самом сочинении не стоит писать номера предложений, которые анализируются или комментируются.) Какие художественные средства использованы? (метафорический эпитет «лицо, смятое усталостью», эпитеты «старческие глаза», «глубокие складки», «сжатые губы», лицо «воскового цвета», прием отрицания «не старик, далеко не старик», «совсем не воинственная спина», лексический повтор «старик-старик», «усталость-усталость».) Чем заканчивается портретная характеристика? (Автор как бы подводит итог: в нем «виделась человеческая незащищённость».) Почему именно так? (Герой – обычный человек, выполняющий свою работу – он просто защищает родину и делает это хорошо.)
Как вы думаете, с какой целью автор сначала приводит портретную характеристику персонажа? (Груз ответственности, возложенный на командующего, влияет на его здоровье и психологическое состояние.)
Как раскрывается характер персонажа в предложениях 21-22? (Несмотря ни на что, командующий сумел сохранить человечность, сострадание, поэтому не наказывает провинившихся солдат, а наставляет их на верный путь, вселяя веру в победу.) Какой глагол использует Астафьев, описывая действия командующего? Чем «вразумлять» отличается, например, от «наставлять» или «поучать»?
Как раскрывается характер персонажа в предложениях 36-37, 44-45? (Командующий – благородный человек, сильный духом, настоящий офицер, для которого слово честь – вовсе не пустой звук, поэтому он уважает и чужой подвиг, даже если речь идет о враге.)
Как рассказчик оценивает решение командующего «похоронить врага с почестями»? Какую дает оценку? (Эпитет «пример благородного поведения», прием отрицания «агитационная …показуха неуместны» показывают большую степень уважения к командующему со стороны обычных солдат.)
Итак, можно определить проблемы текста и авторскую позицию.
1. Проблема проявления благородства на войне. АП: сильный человек даже на войне сохраняет лучшие качества, проявляет благородство.
2. Проблема влияния войны на человека, на его отношение к жизни. АП: сильный духом человек даже в военное время, испытывая сложности с психологическим состоянием, сохраняет человечность.
Примерный план сочинения
1. Постановка проблемы с введением в текст сочинения фамилии Астафьева. (Какую бы проблему ни поставили, примеры буду одинаковыми)
2. Первый пример. Портрет командующего, его состояние, анализ его поступка, когда он отпустил провинившихся солдат.
3. Второй пример. Анализ эпизода с немецким генералом.
Не стоит забывать о том, что необходимо НЕ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ, а комментировать, анализировать, с какой целью автор использует то или иное художественное средство.
4. Связь между примерами. Примеры дополняют друг да=руга, чтобы раскрыть характер героя более полно.
5. Авторская позиция
6. Свою мнение (Я согласен/не согласен), аргументация.