Еще одна история о том, что нельзя быть доверчивым.
Эта история случилась в мою бытность оперуполномоченным ОБЭП в одном из районных ОВД в начале 2000-х. С заявлением пришла женщина. На вид полу-бомж, одета неряшливо, попахивала неприятно, ну и выглядела гораздо старше своих лет. С ней был сын, выглядевший подобно матери. Жаловались на то, что их «кинули» с квартирой. Эти граждане обладали 4-х комнатной квартирой в хорошем районе, а оказались, фактически, бомжами.
Схема мошенничества не была сильно хитрой. Один хитропопый (далее – ХП) гражданин, предложил ей обменять ее шикарную 4-х комнатную на 2-х комнатную с доплатой. Поскольку гражданка Н. не могла содержать большую квартиру, она согласилась на это предложение. ХП гражданин дал ей подписать какие-то документы (что же именно было подписано, гражданка Н. сказать не могла). После он предложил ей вариант для обмена, на который она радостно согласилась, так квартира была в том же районе и в прекрасном состоянии. В скором времени был организован переезд, ХП дал ей некоторую сумму, пообещав остальное попозже. Позднее, когда я общался с ее бывшими соседями, то они нарадоваться не могли, что она съехала. Даже спустя несколько месяцев после переезда на площадке пованивало. Дело в том, что гражданка Н. была заядлой собачницей. В квартире жила свора из 12 собак. Всю эту свору она практически не выгуливала, собаки гадили на балконе, и все это добро по стене текло к соседям вниз. Это помимо общего шумового фона. Война с ней была в апогее, поэтому когда ее увезли, соседи были счастливы.
В новой квартире гражданка Н. прожила два месяца, превратив ее в подобный свинарник. С заявлением она прибежала после того, как в квартиру пришел мужик, и стал требовать оплату за квартиру и компенсацию ущерба. Когда она стала лепетать, что это ее квартира, мужик просто показал ей документы о собственности, объяснил, что за квартиру было заплачено только за два месяца вперед. А поскольку у гражданки Н. денег не было (жила на пенсию, сынуля классический бездельник, которому даже бухать лень, лишь бы лежать с умной рожей), то они были со всеми собаками и шмотками выписаны на улицу.
Из документов она смогла предъявить только договор о намерениях по обмену, и расписку ХП о том, что он обязуется выплатить ей разницу в цене квартир с истекшим сроком.
Когда стали разбираться, я запросил в Росреестре сведения по этой квартире. По данным Росреестра гражданка Н. продала квартиру ХП (во всех документах стояла подлинная подпись гражданки Н.), а тот, зарегистрировав собственность, сразу же ее перепродал. По сути, 4-х комнатная квартира обошлась ему в стоимость аренды двушки за два месяца, оплаты переезда и госпошлин по оформлению. Кстати, это была первая «проба пера» ХП, когда он так подставился, так как все следы вели к нему. В дальнейшем он мелькал в сомнительных сделках с недвижимостью, только вот привязать его к ним было невозможно. У меня на ковре ХП лопотал стандартное про проблемы в бизнесе, из-за чего он не смог в срок выполнить то, что обещал. Клялся все исправить в ближайшее время. Пока я собирал материал, ХП подсуетился, оформил гражданке Н. в собственность двушку в бараке-засыпушке в трущобном районе, дал ей немного денег, после чего она прибежала ко мне, сияя, как елка новогодняя. Заявила, что ХП все обещания выполнил, и она к нему претензий не имеет. Материал ушел в архив. Думаю, что не надо объяснять, что даже с такими затратами ХП все равно остался в выгоде, поскольку новое жилье гражданки Н. стоило раз в 10 меньше той квартиры, которую он отжал. Да и денег он ей отдал немного, пролечив обещаниями, и взяв расписку, что она к нему претензий не имеет.
Вот такая святая простота и наивность. На голых обещаниях гражданка Н. подписала с ХП договор купли-продажи квартиры, по которому выходило, что она получила расчет в полном объеме.
История получила продолжение спустя год с небольшим. Я уже перевелся в следствие и, однажды, заехал к бывшим коллегам в гости по делу. От них и узнал, что гражданку Н. снова кинули, только уже обеспечив ее 100% статусом бомжа. Тут схема была сложнее. Гражданка Н. жила в ветхом бараке, квартира была у нее в собственности. К ней пришла девушка, представившаяся сотрудником районной администрации. Девушка стала рассказывать, что в районе программа по расселению малоимущих из ветхого жилья, и гражданка Н. попадает под действие этой программы. Гражданке Н. была обещана квартира схожей кубатуры в новостройке со всеми удобствами. Гражданка Н. была счастлива безмерно, сынуля радовался, валяясь на диване. Девушка приходила несколько раз, гражданка Н. готова была ее поставить на божничку. С умным видом составлялись акты о ветхости жилья, еще куча бумажек. Несколько раз девушка приводила, как она поясняла, представителей общественности, которые осматривали квартиру. В конечном итоге гражданка Н. подписала договор купли-продажи и расписку о том, что получила за свою квартиру полный расчет. Девушка из администрации ей объяснила, что это нужно, так как по документам администрация выкупает у нее квартиру, а взамен приобретает новую. После подписания документов девушка сказала, что через несколько недель гражданке Н. предоставят новую квартиру. После этого девушка больше не появлялась. Думаю, что не нужно пояснять, что подписанный договор гражданка Н. не читала.
Спустя месяц, в один прекрасный день, в квартиру гражданки Н. явился незнакомый мужик с вопросом, почему она до сих пор не освободила квартиру. На лопотание гражданки Н. о том, что она ждет переселения, мужик предъявил свидетельство о собственности и указал ей на дверь. Ну а дальше, не утруждая себя иском о выселении, новый хозяин квартиры выставил гражданку Н., ее сынулю, и всю свору собак на улицу. Соседи снова были счастливы.
По документам договор купли-продажи был заключен между новым собственником и гражданкой Н. Также у него на руках была расписка о том, что гражданка Н. получила от него полный расчет за квартиру. «Девушка из администрации» новому собственнику представлялась риэлтором, но кроме имени никто не мог назвать ничего, документов она не предъявляла. По всем документам проходила чистая купля-продажа один на один. По словам гражданки Н. и нового собственника был составлен фоторобот, но так и осталось «темняком» и ушло в архив. Гражданка Н. пыталась судиться с новым собственником, но по имеющимся документам он легко отбился от претензий. Вот так в одном сибирском городе появилось 2 новых бомжа и 12 беспризорных собак.