Продолжаю знакомство с Битлами – давно не слушал их альбомов. Сегодня на очереди десятый студийник Yellow Submarine. И, как всегда, вместо глубокого анализа можете ожидать только моё первое впечатление. Можно сказать, что оно поверхностное, но зато честное.
Вообще я удивлён, что этот релиз считается полноценным студийным альбомом. На нём есть пара песен, которые вышли задолго до этой пластинки, а заглавный трек вообще встречался на другом альбоме. Я считал, что это что-то вроде саундтрекаMagical Mystery Tour, который находится в непонятном звании и мини-альбома, и лонгплея в зависимости от территории. А вторая часть пластинки вообще даже не Битлами написана и записана – это оркестровые изыски Джорджа Мартина. Мои читатели его часто упоминали в комментариях к прошлым статьям, разъясняя историю группы, но теперь он очень явно оказался даже в треклисте – при чём его треков больше, чем песен квартета. Поэтому у меня до сих пор возникают сомнения, можно ли это всё считать полноценным битловским альбомом, раз их песен здесь только половина, да ещё и не все новые... Но википедия говорит, что это студийник – значит, студийник.
Открывает альбом заглавный трек, и он кажется подозрительно знакомым. Yellow Submarine – одна из немногих песен квартета, которые я знал ещё с детства, но в этом контексте она мне известна, потому что встречалась аж три альбома назад. Довольно странное решение поднять её из архивов ради новой пластинки, но, наверно, она подходила к анимационному фильму лучше всего, потому что это такая лёгкая, запоминающаяся песня, похожая на детскую музыку.
Следующая Only a Nothern Song натолкнула меня на мысль, что большинство треков здесь будет лишь остатками от сессий к Сержанту. Оно и логично: мультик вышел раньше, чем Белый альбом, а значит, музыка к нему записывалась ещё раньше. Так понимаю, что вдохновлённые звучанием Сержанта ребята продолжили ту же тематику и записали ещё несколько треков в психоделическом стиле или воткнули в треклист неиспользованный материал. Only a Nothern Song напоминает аранжировки с Сержантахаотичным набором инструментов: поверх вполне обычной песни наложили и колокольчики, и трубу, и какие-то шумы – в итоге песня полна диссонансов.
Следующая All Together Now намного больше по настроению напоминает первый трек. Это тоже лёгкая добродушная песня с простым припевом. Что-то такое можно было бы исполнять в барах – множество повторов припева не утомляет, а словно уговаривает слушателя пуститься в пляс и подпевать группе.
Hey Bulldog с повторяющимся рифом уже тянется ближе к хард-року. И радует, что при этом инструменталку не стали наполнять кучей инструментов, а ограничились лишь лаем бульдога и воплями. Вокал отличный, и вообще это хороший пример сбалансированной песни: вроде музыка довольно серьёзная, но подача и текст забавные и показывают игривую сторону квартета. Когда вынужден штамповать хиты год за годом, об этой стороне и самим артистам немудрено забыть – к счастью, это не тот случай.
И, как я уже понял, весёлые треки для баров здесь чередуются с амбициозными аранжировками в стиле Сержанта. Поэтому дальше будетIt's All Too Much, которая оправдывает название: здесь действительно слишком много всего. И ритм (напоминающий мне почему-то Тимбалэнда), и гитары, сливающиеся в невнятный гул, какие-то индийские вайбы – они уже встречались в дискографии группы раньше. И даже какой-то квакающий скрипящий звук на проигрыше? Наверно, этим треком можно было бы проиллюстрировать эффекты от LSD. Но это не лучший трип, потому что от песни отдаёт клаустрофобией: слишком уж мало простора для такого набора звуков, и вокал с приятными распевами в итоге теряется где-то на заднем плане.
All You Need Is Love завершает битловскую часть в приятном настроении. В песне стандартный бэк-вокал, который отправляет нас к временам, когда группа только начинала: вполне безобидная, добрая песня с налётом печали (о любви, которой у тебя вроде бы ещё нет, но она тебе очень нужна). Крик Altogether now – everybody! снова возвращает меня в тот самый бар, где пару треков назад мы все пели All Together Now, и будто пьяные крики под конец трека (особенно отсылка к She Loves You порадовала) очень даже вписываются в эту картину.
Оркестровую музыку мне в принципе довольно сложно обсуждать. Особенно, если она написана к фильму. Её цель – сопровождать происходящее на экране, и поэтому слушать её отдельно от картинки затея не лучшая. По крайней мере не для того, кто и этого анимированного фильма не видел, но не могу же я просто не слушать пол-альбома.
Pepperland вполне могла бы вписаться в большинство классических грандиозных голливудских фильмов даже из 30-х и 40-х. Отличное начало второй стороны. Sea of Holes вообще можно было бы всунуть в Бэмби или другой детский мультфильм, а вот Sea of Time с восточными элементами уже гораздо лучше напоминает привычную эстетику Битлов.
Sea of Monsters, наверно, один из самых ярких треков на второй стороне. Подобная музыка использовалась очень часто в мультфильмах того времени, и с таким набором звуков даже не надо ничего видеть – достаточно слышать и представлять. Скрипки здесь сопровождают плавное движение героев, отрывистые звуки – их попытки забежать куда-то наверх по лесенке, фрагменты хроматической гаммы – падение и т. д. Монстров под конец тоже неплохо изобразили...
March of Minnies оправдывает своё название, и призвана сопровождать напряжённый момент, где экран захватывают злодеи, а к концу трека они от покорного марша переходят к более эпичным злодейским делам. И напряжённая концовка приводит нас к более плавному, но не менее мрачному треку Pepperland Laid Waste. Светлые трели здесь пытаются бороться с вкрадчивыми мелодиями, а под конец духовые торжественно провозглашают о скорой победе добра над злом. И беззаботная концовка только подтверждает, что, может, я не особо уловил сюжет фильма, но свой сюжет придумал вполне правильно.
Насколько будет провокационным мнение, что Yellow Submarine – лучший альбом Битлов, который я пока что слышал? Здесь мало самих Битлов – и это успех. Альбом не растянут на кучу их песен, многие из которых кажутся вымученными или повторяют уже знакомые идеи. Вместо этого нам даётся достаточно поп-хитов, но не слишком шаблонных. При этом эксперименты Джорджа изолированны на другой стороне пластинки, и звучат намного лучше, чем раньше: всё-таки его попытки объединить оркестр и поп-рок были не совсем удачными. А на этом альбоме каждый нашёл своё место. И можно было разделить плейлист на два EP, хотя вместе они звучат несколько интереснее. Закончить альбом мелодией, с которой он начался было однозначно отличной идеей и помогло связать столь разные половинки. Ставлю 4.5/5.
______________________
Читайте также на моём канале:
______________________
Ещё больше статей о музыке и не только на моём персональном сайте или телеграм-канале. Поддержите меня напрямую!