Найти в Дзене
Политический механизм

Фантомные боли Европы

Вчера в Китай с официальным визитом прибыли Эмманюэль Макрон и Урсула фон дер Ляйен, которых западная пресса назвала «добрым и злым полицейским» - первый будет предлагать китайцам какие-то заманчивые для них вещи, а вторая собирается им угрожать и шантажировать.

Информационная подготовка к этой встрече началась заранее — так издание New York Times опубликовало следующую цитату, якобы принадлежащую послу Китая в ЕС: «Китай не поддерживает Россию в спецоперации на Украине, а заявление о «безграничной дружбе» между странами — это риторический прием».

Полного текста интервью при этом никто не видел, а журналисты опирались на пересказ некоего источника, который знаком с этим текстом, но не может предоставить его изданию. Вот такая шпионская история, достойная фильмов про Джеймса Бонда — что-то мне подсказывает, что слова посла перевернули с ног на голову и вырвали из его речи «правильные» цитаты, способные создать благоприятный фон для будущей поездки.

Западные издания и их «информированные источники» уже не раз садились в лужу — перед визитом Си Цзиньпина в Москву та же New York Times писала о том, что китайский лидер собирается позвонить президенту Украины прямо из кабинета Владимира Путина. Как мы знаем, никакого звонка так и не последовало, но эту историю быстренько замяли и как ни в чем не бывало продолжили пичкать своих доверчивых читателей новыми «фактами».

Если же говорить о самом визите европейских лидеров, то перед ними стоит очень непростая задача — им нужно разрешить торговые противоречия с Китаем, не вызвав при этом гнев со стороны своего заокеанского союзника. Вместе с этим Макрон и в особенности фрау Урсула должны оказать давление на Пекин по украинскому вопросу, заставив его отказаться от поддержки России. Как решить такие противоположные задачи - история умалчивает, но европейцам придется проявить чудеса изворотливости и изобретательности.

Кроме того, каждый из политиков преследует и свои личные интересы — так Макрон буквально сбежал из своей собственной страны, которая сейчас охвачена волной протестов и беспорядков. Его рейтинг рухнул до исторических минимумом, поэтому ему нужно показать простым французам хоть какие-то успехи — отсюда и размер французской делегации, в которую вошли представители крупнейших компаний.

И вот тут есть интересный нюанс — одновременно с попыткой перезагрузить отношения с Китаем, Макрон пытается договориться с Индией о строительстве шести атомных подводных лодок. Стоит ли говорить, как на все это смотрят в Пекине? Китайцы видят в этом угрозу своей национальной безопасности, так что президенту Франции, который в очередной раз хочет усидеть на двух стульях, в Китае придется очень нелегко.

Не легче будет и фрау Урсуле, играющей в этом чудесном дуэте роль «злого полицейского» - ей нужно каким-то образом убедить Пекин отказаться от поддержки Москвы и перетянуть его на свою сторону. Если китайцы не поймут по-хорошему, то европейцы готовы пойти на шантаж и угрозы — например, Брюссель грозится пересмотреть торговые тарифы с Китаем, а так же угрожает разорвать контракт на поставку китайского оборудования для сетей 5G.

Стоит ли говорить, что главными пострадавшими в таком случае станут сами европейцы, однако ослушаться своих американских хозяев брюссельские чиновники просто не могут. При этом Китай, который контролирует рынок солнечных батарей и ветряков, всего одним своим решением может полностью обнулить европейскую программу «зеленого перехода». В условиях отказа от российских энергоносителей это станет для Европы двойным ударом, после чего на светлом будущем ее промышленности можно окончательно поставить крест.

Вряд ли фрау Урсула этого не понимает, но свою роль она будет играть до конца — перед ней сейчас замаячил пост генерального секретаря НАТО, и ей нужно показать себя «сильным ястребом» в общении с неуступчивыми китайцами. Только вот те времена, когда Европа могла что-то диктовать Китаю с позиции силы, уже давно остались в прошлом — у европейских политиков остались лишь фантомные боли по их былому величию.

Так что вряд ли Эмманюэль Макрон и Урсула фон дер Ляйен чего-нибудь добьются — для решения таких серьезных вопросов нужны фигуры совсем другого масштаба, пешкам же такие задачи не под силу.