В начале Второй мировой войны было понятно, что аппетиты Гитлера растут, и вряд ли фюрер ограничится лишь Европой. Ошибочно считать, что Сталин ничего не предпринимал или не готовился к Большой Войне. Важные процессы проходили на всех уровнях власти, в том числе высшего командования Красной армии.
Примером могут послужить масштабные оперативно-стратегические игры в январе 1941 года, затронувшие все боеспособные части. Они стали последними в своем роде перед началом Великой Отечественной войны, поэтому зачастую их называют – репетицией катастрофы.
Оперативно-стратегические игры Генерального штаба в январе 1941 года
В начале января 1941 года, после состоявшегося в декабре 1940 года совещания высшего командного состава Красной Армии, Генеральный штаб провел две оперативно-стратегические игры, которым суждено было стать последними играми такого крупного масштаба перед Великой Отечественной войной. На всех материалах игр проставлялся гриф "совершенно секретно", поэтому на протяжении более полувека информация о них даже в капитальных трудах сводилась к простой констатации факта их проведения.
Узнать подробности о событиях тех лет стало возможно только сейчас. Красная армия и Генштаб провели масштабные стратегические игры, фактически тренировку перед самой войной. К сожалению, она не принесла ничего положительного. Тот самый случай, когда "красиво на бумаге, но забыли про овраги".
В свое время эти события в мемуарах описывали многие известные военачальники, в том числе Маршал Советского Союза Г.К. Жуков. Но все они писали лишь поверхностно, указывая на сам факт проведения тактических учений. Возможно, тогда советские власти планировали показать Гитлеру, что страна готова к обороне.
Идея проведения оперативно-стратегической игры на картах с высшим командным составом РККА была одобрена наркомом обороны СССР Маршалом Советского Союза С.К. Тимошенко еще 11 октября 1940 года. Намечалась она как двусторонняя на северо-западном направлении по теме "Наступательная операция фронта с прорывом УР". Учебные цели игры формулировались следующим образом:
"1. Дать практику высшему командованию:
а) в организации и планировании фронтовой и армейской операции, ее боевом и материальном обеспечении на всю глубину;
б) в управлении операцией, организации и обеспечении взаимодействия вооруженных сил и родов войск и управления тылом.
2. Проработать и усвоить основы современной наступательной операции фронта и армии, в частности:
а) организацию и методы прорыва УР с преодолением сильно развитых в глубину заграждений:
б) форсирование крупной речной преграды;
в) организацию и проведение противодесантной операции с целью не допустить высадки морского и воздушного десанта;
г) организацию и обеспечение выброски крупного авиадесанта;
д) ввод в прорыв конно-механизированных групп;
е) взаимодействие с морским флотом".
Предполагалось также изучить Прибалтийский театр военных действий и Восточную Пруссию, ознакомиться с основами оборонительной операции. Если говорить вкратце, речь шла об изучении наступательных возможностей Прибалтийского фронта и Восточной Пруссии. Конечно, о реальных целях можно только догадываться, ведь в Европе уже вовсю шла война. Несмотря на тот факт, что Гитлер не показывал стремления в нападении на СССР, его оппонент в лице Сталина понимал – это лишь дело времени. Власть фюрера крепла с момента вторжения, а аппетиты только увеличивались с каждым днем.
В ходе оперативной армейской игры рассматривали переброску войск на территорию Восточной Пруссии. При этом одним из командующих выступал непосредственно генерал армии Георгий Жуков.
Учения закончились полным разгромом условного противника, хотя последний явно не уступал в военной силе и технике. Репетиция катастрофы прошла успешно, но дальше СССР столкнулся с реальностью, которая оказалась далека от идеала.
Вооруженные силы вермахта и союзников перед нападением
К июню 1941 г. Вторая мировая война, втянув в свою орбиту около 30 государств, вплотную подошла к границам Советского Союза. На Западе не оказалось силы, которая могла бы остановить армию нацистской Германии, к тому времени оккупировавшую уже 12 европейских государств. Очередной военно-политической целью – главной по своему значению – был для Германии разгром Советского Союза. В составе вермахта были задействованы огромные силы. У Гитлера было достаточно времени, чтобы отточить тактику ведения боя на европейских странах и применить лучшие образцы вооружения.
Принимая решение о развязывании войны с СССР и делая ставку на «молниеносность», германское руководство намеривалось завершить ее к зиме 1941 г. В соответствии с планом "Барбаросса" у границ СССР была развернута гигантская армада отборных, хорошо обученных и вооруженных войск. Германский генеральный штаб сделал главную ставку на сокрушающую мощь внезапного первого удара, стремительность броска концентрированных сил авиации, танков и пехоты к жизненно важным политическим и экономическим центрам страны.
На службе вермахта было всего 4 штаба армий, а для советского вторжения использовали сразу три группировки (Центр, Север и ЮГ). Фактически это были основные вооруженные силы Германии. По оценкам экспертов более 75%.
Вермахт выделяет все основные силы, в том числе 13 штабов полевых армий, 34 штаба армейских корпусов, 11 моторизированных корпусов. Это более чем 73% от общего количества всех военнослужащих.
Многие солдаты Германии успешно прошли ряд боевых действий и получили бесценный опыт, которого не было у солдат Красной армии. Если бы в этот момент фюрер получил удар со стороны Европы, его правлению настал конец.
Решение принято – Советский Союз должен быть разгромлен в кратчайшие сроки. Понимали ли это в Генштабе СССР? Конечно, но силы оставались неравными. Слишком мало времени ушло на подготовку. В итоге на границе с Союзом появляется самая грозная за всю историю человечества вооруженная группировка.
Важно учитывать, что вместе с Германией вначале ВОВ действовали ее сателлиты, в том числе Венгрия, Словакия, Финляндия, Италия и Румыния. 18 декабря 1940 г. Гитлер в директиве № 21 утвердил окончательный план войны против СССР "Барбаросса". Для его осуществления Германия и ее союзники создали невиданную в истории армию вторжения: 182 дивизии и 20 бригад (до 5 млн чел.), 47,2 тыс. орудий и минометов, около 4,4 тыс. боевых самолетов, 4,4 тыс. танков и штурмовых орудий, и 250 кораблей.
Состав РККА перед началом войны
В условиях Второй мировой войны Красная армия готовилась не только к нападению, но и к обороне. Вооруженные силы продолжали пополняться новыми образцами техники и огнестрельного оружия. К слову, в начале Великой Отечественной войны СССР имел крупнейшую армию в мире. Основная часть боеспособных войск находилась на западных границах – около 56% от всех частей. Столько же было и частей ВВС.
Примечательно, что еще до начала фашистского вторжения СССР начал активно перебрасывать войска с Дальнего Востока. Поэтому было определенное понимание того, что война может начаться с минуты на минуту.
Группировка Красной армии на западной границе была вполне достойной для отражения любого удара. Немцы могли превосходить только в живой силе, так как нацисты успели провести ряд мобилизационных мероприятий. В плане техники, авиации и прочих тяжелых машин – критической разницы не было.
Важно учитывать не только фактор неожиданности, но и некоторые другие моменты, повлиявшие на исход битвы в первые дни войны. Красная армия не могла точно знать, где именно ударит вермахт. Соответственно, армейские группы были разбросаны на огромной территории вдоль всей границы.
Многие историки описывают ситуацию следующим образом: Красная армия только находилась на стадии развертывания боевых частей, а вермахт успешно провел несколько военных операций в Европе. Немецкие солдаты были как цепные псы, которые попробовали вкус крови и практически ничего не боялись.
Конечно, СССР старался нарастить группировку на границе и перебрасывал силы с Востока на Запад, но это была "рыхлая" масса, которая не успела пройти боевое слаживание. Недостаток времени на развертывания частей сыграл злую шутку.
В группировке советских войск, противостоявших агрессорам, насчитывалось 186 дивизий (3 млн человек), около 39,4 орудий и минометов, 11 тыс. танков и более 9,1 тыс. самолетов. Эти силы не были заблаговременно приведены в боевую готовность. Директива Генерального штаба Красной Армии о возможном нападении Германии 22-23 июня поступила в западные пограничные округа только в ночь на 22 июня, а уже на рассвете 22 июня началось вторжение. После продолжительной артиллерийской подготовки, в 4.00 утра германские войска, вероломно нарушив заключенный с СССР пакт о ненападении, атаковали советско-германскую границу на всем ее протяжении от Баренцева до Черного морей. Советские войска были застигнуты врасплох. Организации мощных контрударов по противнику препятствовало то, что они относительно равномерно были распределены по всему фронту вдоль всей границы и рассредоточены на большую глубину. При таком построении трудно было противостоять противнику.
Если бы не доблесть, честь и отвага советских воинов, мы бы проиграли в первые месяцы войны.
Нельзя не отметить ряд эффективных действий, предпринятых Сталиным, но это уже совершенно другая история.