А что, если слоулайферы были правы?
Вдруг эти безумцы, начавшие не так давно повально практиковать заземление и замедление, поняли нечто важное о нашем мире? Где они этих идей понабрались – не совсем понятно, может, в Индии отдыхали, может, буддистских книг начитались, но учить спокойствию и продвигать идею неторопливой жизни в массы начали, когда стало очевидно – мир разогнался настолько, что те же процессы, которые происходили у наших родителей, сейчас утроили свою скорость, а все этапы сместились и преодолеваются нами в разы быстрее и раньше.
Наша зрелось, в связи с доступностью информации и со стиранием демографических, расовых и возрастных границ, наступает на несколько лет раньше, чем у предыдущего поколения. Вообще, мы почти вернулись в плане физической зрелости к дореволюционным временам, когда замуж выдавали в четырнадцать-пятнадцать лет, и это считалось нормой. Но дело не в этом, но дело не в этом. А в чем? Ты любишь меня! Это «Звери» пели в нулевых. А мы по-прежнему любим конфеты и секс до утра, просто получаем их намного быстрее, и забываем о них по щелчку пальцев.
Съели, переспали и понеслись дальше поглощать бесконечный поток информации, заполонившей всю планету. Мы беспокоимся о собственной эффективности и продуктивности гораздо сильнее, чем о здоровье. Графики расписаны настолько плотно, что времени на свидания не остается. Пятиминутный перепихон между деловыми встречами и прямыми эфирами – это максимальная романтика, на которую сейчас многим удается выкроить чуть-чуть времени.
Разговоры становятся все короче, если ты не умеешь кратко изложить суть своей проблемы или просьбы, ты просто останешься невыслушанным, потому что друзьям, родственникам и знакомым не до твоих разглагольствований.
Только в пьяном угаре, на кухне после очередной вечеринки удается выкроить немного времени, чтобы пофилософствовать, поплакаться кому-нибудь в жилетку, а на следующий день стереть об этом воспоминания.
Мы втискиваем в каждый день максимальное количество задач, чтобы создавалась видимость успеха. Помимо десятичасовой работы нужно еще сходить в тренажерный зал, написать программу для очередного онлайн-марафона, сделать пять-десять профессиональных постов, снять несколько информативных видео, парочку развлекательных, все это смонтировать, пока едешь делать реснички, одновременно созваниваясь по второму телефону с потенциальным заказчиком и устанавливая на ноутбук еще один планер и еще одну программу для оптимизации работы.
В голове возникает образ американского бизнесмена. Так повелось, что они считаются самыми деловыми, загруженными, вечно не выспавшимися и занятыми. Там и перекусы на ходу и завтраки в пробке, и куча самоубийств из-за бешеного графика, в который просто невозможно укладываться, и который просто невозможно выносить.
Как говорится – безумцы землю ногами крутят, делай, что должен, и будь…не что будет, потому что достигнутый в этой бесконечной погоне за славой, деньгами, статусом и одобрением, результат просто ужасающий.
Мы превращаемся в успехо-клиенто-идеально-оформленно-ориентированных роботов, а за этим образом – ничего, «глухота, тошнота и мгла, страшно хочется, чтобы она тебя обожала…», но у нее, к сожалению, нет на это времени.
Нет времени чувствовать, думать, размышлять, выбираться на природу, устраивать выходной, спокойно путешествовать и налаживать контакт с самим собой. Я не медитирую, потому что у меня нет пяти свободных минут с утра. Я не веду дневник, потому что я веду блог, на то, чтобы разбираться в своей голове, времени нет, мне нужно писать о том, что важно для моих читателей. Мне некогда сходить к зубному или отвезти дочь на занятия, потому что у меня запись в салон, а потом – прямой эфир по самореализации и тайм-менеджменту.
Да, это все утрированные примеры людей, которые «чересчур». Но ведь ускорились и те, кто не ведет блог, не ходит в тренажерный зал или спа-салон, потому что все больше передач, которые нужно посмотреть, блогов, которые хочется почитать, подкастов, которые нужно послушать, лайков, которые сами себя не поставят. Мы создаем иллюзию общения, посылая друг другу смайлики и картинки, вместо того, чтобы написать простыми словами: у меня все хорошо, я немного устал и запутался, слишком много задач на себя взвалил, а все, чего хочется – поехать в лес, оставив телефон и переживания дома, и отдыхать, лежа в гамаке с доброй классической книгой, или без книги. Просто поспать на природе, послушать её звуки и свои собственные мысли, посмотреть, во что мы превратились в результате безумной погони, сколько стресса на нас наваливается.
Причем стресса, которого можно было бы запросто избежать, если бы мы научились ценить то, что имеем, радоваться простым вещам, чаще вылезать из медийного и погружаться в реальное. Если бы не пытались казаться лучше, достигать больше, больше, больше, а просто выполняли бы свои обязанности, ели вкусно, спокойно и просто, когда голодны, рисовали бы, когда хотели, а не когда клиент давит, писали бы книги в размеренном темпе, отправляли бы фотографии бабушкам и дедушкам с подробным рассказом.
Мы бы не нервничали из-за того, что вечно не успеваем, если бы отказались от множества ненужных вещей, бытовой техники, погони за новинками, беспорядочного вещевого и продуктового шоппинга. Если нам не нужно так много материального, то нам нет и нужды работать, как угорелые, пока солнце еще высоко. Мы бы не набирали кредитов, не искали бы подработку, не покупали бы то, что нам продают на каждом углу.
Возможно, нас было бы мало, и многие не поняли бы наш выбор – сознательно лишать себя удовольствия смотреть, как робот пылесос убирается, стиральная машина сама развешивает белье, и механический котенок отлавливает механических мышей, и они все вместе пляшут джигу-дрыгу.
Но у нас было бы больше времени на прогулки, беседы с любимыми, близкими, друзьями, на наслаждение простой, сытной и полезной пищей, на медитации, физическую активность, на здоровый сон и пробуждения без будильников. Если бы мы выбирали минимализм, замедление и тишину, мы выбирали бы себя. И, возможно, были бы счастливее. Но до тех пор, пока люди не загонят себя в гроб своими безумными режимами и сроками, или не поймут, что нужно что-то изменить, датчане будут и дальше проводить конкурс: «докажи, что ты несчастен и получи возможность приехать в нашу замечательную страну, где мы научим тебя быть счастливым».
Почему бы нам просто не остановиться, не сесть где-нибудь на травке и не подумать над тем, куда мы собственно, гонимся, и нельзя ли съехать со скоростной автомагистрали, которая петляет и делает крюк, и поехать по прямой лесной тропинке на велосипеде?