Я продолжаю свою рубрику "Книги о слепых". Хотя эта книга скорее просто о людях, а одна из героинь — незрячая девочка Хатия.
Для тех, кто впервые на канале: в нашей семье растёт сын Гошка. Он незрячий и него УО. Поэтому книги про слепых читает мать незрячего ребёнка.
В маленькую грузинскую деревню приходит страшная весть — война. Да, действие повести разворачивается в период Великой Отечественной войны.
Ушли на фронт молодые, полные сил и азарта мужчины, остались старики, дети и женщины.
Начало войны прежде всего сказалось на делах нашего магазина. С прилавка исчезли сперва сахар, спички, затем - одно за другим - масло, мыло, соль, керосин, хлеб. Наконец исчез сам продавец Ласа.
Потом стали зарастать травой кукурузные поля... Перестал вертеться один из трех мельничных жерновов...
И подросткам вдруг пришлось стать взрослыми. Главный герой Сосойя, его подруга Хатия и другие дети учатся в школе, работают на чайной плантации, помогают своим семьям и семьям фронтовиков. Они учатся жить и поступать по совести. Их учит жизнь.
Две линии сюжета выводит автор на первый план: историю дружбы и любви Сосойи и слепой девушки Хатии и историю бригадира Датико.
И если с первой линией всё наивно просто и хорошо, то вот вторая — трагедия для Датико, деревни, всего народа.
Молодой бригадир Датико ухаживает за тётей главного героя. Сосойя понимает, что, как бы он не хотел, дело идёт к свадьбе. Планы нарушает война, Датико уходит на фронт. Правда вскоре слепая Хатия приносит весть, что встретила бригадира ночью на дороге.
Датико — дезертир. И это позор для всей деревни. Его не принимают, не впускают в дома, не подают руки. В приступе гнева и ревности Датико убивает безобидного деревенского сумасшедшего Бежану. Люди окончательно отвернулись от него. Ничто не может заставить людей снова принять когда-то уважаемого бригадира: ни угрозы, ни уговоры, ни даже спасение Хатии от смерти. Читала и думала, что история Датико напоминает мне горьковскую легенду о гордом, красивом и смелом сыне орла Ларре. Гордом смелом и пустом внутри.
Датико стоял и ждал, когда заговорит село. Но народ молчал как могила, и я испугался этого молчания, испугался, как в тот страшный день, первый день войны. Долго ждал Датико, но никто не нарушил безмолвия. Тогда он сорвал с пояса кобуру с револьвером, бросил ее на землю и покорно опустил руки.
Люди по-прежнему молчали.
- Скажите хоть слово! - крикнул Датико с мольбой и дрожью в голосе.
Никто ему не ответил.
А история любви Сосойи и Хатии вечна как мир, нет в ней ничего особенного. Разве что Хатия ничего не видит. Хотя... Она видит солнце и любимого. А больше им двоим ничего не надо!