Здравствуйте уважаемые подписчики, и просто гости моего канала! Наверняка многие из Вас, кто давно читает мои публикации, знают, что наш провинциальный город Шарья, возник благодаря железной дороге «Вологда – Вятка». С момента её строительства и образования одноимённой станции в 1906г., был возведён так называемый станционный посёлок, сохранившийся до наших дней. Это комплекс различных зданий, возведенных по типовым проектам, характерным для небольших станций, начала XX века.
Согласно проекту, все здания имеющие отношение к станции, должны находиться вдоль железнодорожных путей. Таким образом, возникла улица с жилыми домами, а также школой и больницей для железнодорожников, и получила название Вокзальная. К началу 1917г. на ней находилось двадцать три одноэтажных деревянных дома и две путевые казармы для сменных рабочих.
В ноябре прошлого года, я прошёлся по этой улице от бывшей больницы до локомотивного депо, по пути сделав снимки некоторых зданий. О них я расскажу в этой публикации. С открытием больницы на этом месте находился комплекс зданий, возведённый в 1909г. под № 72-74, обнесённый деревянной оградой. В его состав входили: двухэтажный лечебный корпус с одноэтажными крыльями; одноэтажное инфекционное отделение; жилой дом для врача и фельдшера. Также на территории располагались кладовки, дровяник, погреб-ледник и небольшая часовенка.
Сейчас сохранились только бывшее инфекционное отделение, и жилой дом медиков.
Однако изначально первая железнодорожная больница ст. Шарья, находилась в непосредственной близости от вокзала, но в соответствии с санитарными правилами, была вынесена на это место, на то время в самый конец улицы.
Далее следуют несколько одноэтажных и двухэтажных домов, построенных после Революции. Таким образом, образовался новый жилой квартал в районе больницы.
Выйдя к пересечению улиц Вокзальной и Октябрьской, «упираюсь» в здание общежития для работников станции. Сейчас оно наверняка уже давно не принадлежит железной дороге. Это двухэтажное деревянное здание, было построено в начале 1950-х, в характерном для того времени - стиле классицизма.
В средней части уличного фасада устроена глубокая лоджия с ограждением из точеных балясин. Лоджия поделена на три части четырехгранными столбами на первом этаже и глухими стенками во втором. В разрыве ограждения на первом этаже размещена дверь парадного входа, фланкированная двумя узкими окнами.
Теперь снова возвращаюсь к старинным постройкам. Первой из них по направлению к вокзалу, является деревянное здание бывшей школы, под №49Б, построенное в 1906г. из бревен с тесовой обшивкой.
В композиции фасадов использован проект вокзала для станций IV класса.
Внутри находились два учебных класса, комната отдыха для учащихся, раздевалка, а также квартира учителя. В этом здании школа находилась до 1912г. Затем была перенесена в соседнее двухэтажное здание, а здесь разместился клуб.
А вот и другое, бывшее здание школы. Изначально здание было одноэтажным, центральная часть его была возведена из кирпича и сохранилась до наших дней, а по сторонам примыкали деревянные крылья. По сведениям, за 1929-1933г. надстроили вторым этаж.
На одной стороне с бывшими школами, расположились вокзал и локомотивное депо, о нём расскажу в отдельной публикации.
Теперь посмотрим жилые дома железнодорожников, находящиеся в близости от вокзала и депо. Каждая часть домов относится к определённому типу (от первого до четвёртого). Три типа домов, я покажу ниже. А перед этим скажу, что практически всем домам как минимум 90 лет, но сохранились и те которым более века!
В основе домов возводящихся одновременно со станцией, лежат три проектов, элементы которых восходят к русскому стилю. Углы домов подчёркнуты узкими лопатками. По всем фасадам две тяги, отделяющие горизонтально обшитые простенки от вертикальной обшивки в нижней и верхней частях стен. Прямоугольные окна заключены в наличники, украшенные подзорами. Пологие свесы кровли опираются на фигурные кронштейны. Тот же мотив повторён в двускатных навесах над входами.
Дома первого типа имеют простейшую композицию. Прямоугольный одноэтажный объём, с шестью окнами, вытянутый с востока на запад, крыт на два ската. Входы находятся по торцам под небольшими навесами в центре дворового фасада. Внутри согласно проекту расположено девять жилых комнат.
Некоторые из домов подверглись перепланировке. Так, например, в домах № 40 и № 44 надстроен второй этаж.
На снимках представлено два дома первого типа. В настоящее время первотипных домов сохранилось девять.
Дома второго типа представляют собой вытянутые по оси «запад – восток» объёмы, которые на флангах замыкаются однооконными ризалитами под двускатными кровлями. Входы расположены в центрах дворового и торцовых фасадов. Внутри жилые помещения, разделены глухими стенами на три секции, группируются вокруг прихожих.
Дом третьего типа. Его объёмная композиция аналогична домам второго типа, но в отличие от них ризалиты здесь прорезаны двумя окнами. В результате приспособления под магазин - утрачен первоначальный декор и изменена внутренняя планировка. В настоящее время дом снесён.
Не могу не отметить дома №34 и №42. Хоть они и были построены в средине 1920-х, но в стиле, характерном для деревянных станционных домов, начала XX века. Изначально в домах было по три квартиры.
В начале улицы сохранился дом № 7, специально возведённый для проживания помощников машинистов и кочегаров. Согласно плану ст. Шарья первой половины XX века, дом построен не раньше 1910г. и не позже 1913г. по вариантам одного проекта.
Прямоугольный в плане объем под двускатной крышей усложнён выступом закрытого крыльца. В декоре дома использованы приёмы фахверка. Углы объема отмечены лопатками, на которые опираются крупные фигурные кронштейны, поддерживающие широкие свесы кровли. Вертикальные и горизонтальные полосы обшивки разделены рейками. Такие же рейки по сторонам разных по ширине прямоугольных окон продлены вверх, образуя крупные филёнки с диагональной обшивкой над двухстворчатыми проёмами и «в ёлочку» над трехстворчатыми.
Чердачные окна на торцах здания прикрыты горизонтальными навесами, которые поддерживают фигурные кронштейны.
В завершении скажу, что в публикации, я показал основную часть старинной станционной застройки. А на этом у меня всё. Следите за новыми публикациями!