Найти тему
iFellow

Профдеформация: что это такое, кому грозит и как с этим жить

Оглавление

Всем знакомо выражение «привычка — вторая натура». Будучи на 100% верным, оно, к тому же, прекрасно описывает концепцию неосознанного переноса рабочих алгоритмов в повседневную жизнь. Именно такой трансфер зовется страшным на первый взгляд понятием «профессиональная деформация». Несмотря на то что от него будто веет негативом, на самом деле, это вполне обыденное явление. Человек, любящий свою профессию, с годами «срастается» со своей работой, и его характер меняется под влиянием привычного дела, потому что любое ежедневное занятие приводит к деформации: первоначально это лишь стадия усвоения, а в дальнейшем — перемены в самой личности. В этом нет ничего страшного, правда, до тех пор, пока эти изменения не принимают форму обсессии или даже зависимости. Профдеформации сложно избежать, но можно сделать так, чтобы ваша любимая работа не накладывала негативный отпечаток на вашу личную жизнь.

Но давайте по порядку. Что же такое профдеформация с точки зрения науки?

Профессиональная деформация (от лат. deformatio — искажение) — вид когнитивного искажения, которое возникает под влиянием профессиональной деятельности. Другими словами, человек воспринимает информацию и оценивает окружающий мир через призму профессиональных обязанностей и интересов. Нет, это не психоз. Яркий пример: редактор издательства на подсознательном уровне исправляет чужие стилистические ошибки при чтении газет и журналов, дизайнеры не смогут прочитать текст на рекламном билборде, если между буквами будут разноразмерные отступы, а художники не смогут порадоваться детскому рисунку из-за несочетаемости палитры.

Между прочим, раскрыл тему в 1921 году российско-американский социолог и культуролог Питирим Сорокин, который использовал термин «профдеформация» применительно к учителям («а посуду за тебя Пушкин будет мыть?» — фраза, с которой сталкиваются все дети/внуки школьных преподавателей).

Какой бывает профдеформация?

Исследователи условно разделяют ее на четыре разновидности:

  • общепрофессиональная — то есть изменения, которые характерны для представителей той или иной сферы в целом;
  • специальная профессиональная — та, с которой сталкиваются люди конкретных профессий, например, свои уникальные и диаметрально противоположные деформации могут быть у адвоката и прокурора;
  • профессионально-типологическая — изменения, при которых затрагивается и личностная, и профессиональная сфера жизни;
  • индивидуальная — влияет на характер человека, трансформирует его, например, за счет развития трудоголизма или стремления к высокой организованности.

Полноценных исследований о том, насколько распространена профессиональная деформация, не так уж и много — основа построена благодаря русскоязычным специалистам, а за рубежом проблематика деформаций на почве профессионального труда пока изучена недостаточно. Из актуальных сведений: есть опрос hh.ru, согласно которому, признаки профессиональной деформации замечают за собой почти треть россиян (правда, не видят в этом никакой проблемы).

Кто «деформируется» чаще

Считается, что те, чья работа связана с людьми или рутинными процессами, наименее защищены от профессиональной деформации. Например, у хирургов снижается эмоциональность, в поведении школьных учителей проявляется много властности, а журналист рассматривает любое событие, как информационный повод.

Ну а как же наши родные и любимые айтишники? Это одна из самых интересных и в то же время сложных категорий профдеформации: люди, которые проповедуют рациональный и технический подход ко всему, невольно превращают жизнь в алгоритмы и формулы.

-2

Я не психопат, я айтишник!

Как правило, программистами, разработчиками или системными администраторами становятся люди с математическим складом ума. Отсюда — характерные издержки профессии: айтишникам может быть сложно адаптироваться к меняющимся условиям и не отвергать все, в чем нет понятной логики и закономерности. В поисках этой логики они склонны выстраивать ритуалы вокруг бытовых действий, что иногда может принимать форму ОКР. По этой же причине у них часто бывают сложности с эмпатией, эмоциональным интеллектом и личными отношениями.

Все мы — цифры

Самую простую бытовую задачу, например выбор сервиса заказа еды, айтишник способен превратить в математическую, чтобы придумать алгоритм по безошибочному определению лучшего варианта. Зачем? Потому что интересно, а простой заказ — это очень скучно. Еще одна важная черта, которая может мешать знатоку кодов в реальной жизни, — склонность к гиперконцентрации. В любое дело, будь то завязывание шнурков или уборка квартиры, ИТ-мозг погружается с головой и будет очень недоволен, если его отвлекут.

Сколько вешать в граммах?

Отдельные айтишники помимо прочего втягиваются и в технические аспекты. Порой это может доходить до уникальных надстроек в психике. Например, когда сложная конструкция застежки нижнего белья девушки вызывает чуть ли не больше интереса, чем то, что оно скрывает. К тому же деформированный ИТ-специалист воспринимает задачи очень конкретно, в том числе и бытовые. Например, если вы попросите «загрузить стиральную машинку», он ее загрузит, но может не включить, ведь его об этом никто не просил (хотя так поступят большинство мужчин технических специальностей, мы проверили). Если для всех остальных «будь проще» — это «говори меньше», то для айтишников «будь проще» — это «говори точнее».

Как справиться с профдеформацией или предотвратить ее

Стоит заняться чем-нибудь, что не связано с прямой профессиональной деятельностью. Конкурсы поедания пирогов, интерактивные лекции об истории цивилизаций, мастер-классы по рисованию вином, секция карате — тащите своего айтишника прочь от монитора и составьте ему компанию. Плюс необходимо общение с людьми других профессий, которые увлечены своим делом и готовы делиться интересными фактами о работе и не только. И, конечно же, регулярный отдых. Это касается и отпусков, и сверхурочных, и больничных, которыми многие трудоголики пренебрегают годами. Помимо этого, полезно регулярно проделывать следующее упражнение: написать как минимум десять ответов на вопрос «Кто я?», а затем распределить эти роли по важности. С каждым разом старайтесь добавлять как можно больше новых значений — так, чтобы профессиональные роли и навыки не доминировали в списке. Например: мать/отец, друг, любитель путешествий, игрок в покер. Попытайтесь использовать эти определения в общении с окружающими, чтобы они тоже воспринимали вас с разных сторон.

К аналогичным советам прибегают и исследователи в области социологии, по мнению которых избежать профессиональной деформации личности помогут четкое разделение работы и отдыха, увлечения, не связанные с рабочей деятельностью, а также смешение жизненных ролей — например, создать условия, при которых лидерство на работе будет сочетаться с второстепенной ролью в личной жизни и наоборот. Словом, дома — котик, в офисе — лев. Дерррррзайте!