Найти в Дзене

Записки молодого педагога. Как поступить, если ваши ученики постоянно ссорятся?

Оглавление

Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня, придя в школу, я обнаружил, что в моем классе произошел достаточно серьезный конфликт между учениками. Дело не новое, такие конфликты происходят регулярно, но крайне редко между ребятами, которые дружат много лет. А у меня произошел как раз такой случай. Да, удалось достаточно быстро установить причину конфликта, разобраться в ситуации и примирить детей. Но, к сожалению, это не всегда получается сделать. Особенно если ученики переходят рубеж в 13-15 лет.

Кстати, помню, что как-то раз на конкурсе классных руководителей был этап: "Решение ситуационных задач". Мне выпала именно такая ситуация и тогда я, будучи еще неопытным классным руководителем, долго фантазировал на предмет того, как я буду решать данную проблему. Как мне показалось тогда, жюри было не в восторге от моих "новаторских" идей. Но тогда я был совсем молод и только начинал свой путь классного руководителя. Теперь, спустя, уже почти 8 лет, я могу рассказать о действенных методах, которые помогут решить конфликт. А, если это сразу не получится (такое случается), то какие шаги необходимо предпринять.

Итак, начнем!

Причины ссор.

И это не полный список...
И это не полный список...

Любые! Дети способны поругаться из-за чего угодно. Сегодня, например, дело дошло почти до драки за то, что один помял тетрадку другому. Согласитесь, в принципе, мелочь, особенно если учесть состояние тетрадок этих детей, но даже такая ерунда вызвала конфликт. При чем между хорошими друзьями.

На самом деле это вполне себе "нормальное" явление. Ребята взрослеют, происходит перестройка организма на уровне гормонов. Как итог - вспышки агрессии, которые могут происходить из-за малейшей провокации. Раньше бы ребенок и не обратил бы внимание на это, но теперь он реагирует остро даже на абсолютные мелочи. Хотя, если посмотреть на то, что мелочи для нас, для ребенка это может быть серьезной проблемой или даже "трагедией". Поэтому и реакция понятна.

Что делать?

Классный руководитель - первый, кто должен попытаться урегулировать конфликт
Классный руководитель - первый, кто должен попытаться урегулировать конфликт

Как правило, с решением конфликтной ситуации должен помочь классный руководитель. Это его обязанность взаимодействовать с детьми в классе.

И здесь самое важное выявить причину конфликта. Очень часто поссорившиеся (особенно мальчики), долго не признаются в чем дело, особенно, если вы разбираетесь в конфликте сразу и с той и с другой стороной этого самого конфликта. Поэтому опросить о произошедшем каждого по отдельности. Пусть каждый выскажет свою точку зрения.

Иногда стоит опросить свидетелей - ребят, которые присутствовали при возникновении конфликта, чтобы получить более полную картину происходящего. И вот только после это разговаривать с обоими участниками ссоры. Когда уже есть полная картина произошедшего и понятно кто и в каком объеме был не прав.

Наверное, я похвастаюсь, но так у меня решается 99% ссор. Они не уходят дальше класса. Всё "разруливается" быстро и без привлечения других специалистов и участников образовательного процесса (я о родителях). Даже сегодня после установки причин ссоры и общения с ребятами, они признали каждый свою неправоту, пожали друг другу руки и весь день вместе носились по школе сбивая учителей и учащихся в коридоре.

Но есть и более сложные ситуации...

Дело дошло до родителей

Родители иногда выглядят так, когда приходят решать какие-то вопросы. Страшно подумать, как они ведут себя дома со своими детьми.
Родители иногда выглядят так, когда приходят решать какие-то вопросы. Страшно подумать, как они ведут себя дома со своими детьми.

В начале года, когда я только получил класс, то ребята в случае конфликтной ситуации, сразу звонили родителям. Кто их этому научил - не знаю, но тенденция была очень нездоровая. Пришлось долгими разговорами искоренять ее и, сейчас, это получилось. Начальная стадия всех ссор замыкается на мне и практически не уходит дальше. Но, что если все же до родителей проблема добралась?

Учитель - это психолог и должен уметь работать не только с детьми, но и с их родителями. Любые гневные тирады необходимо предварительно выслушать. Да это сложно, но человеку нужно дать выговориться, не перебивать его, иначе это может еще больше его распалить.

В начале года, в день, когда я был дежурным администратором в школе, в младших классах произошел неприятный эпизод. Ребёнок из семьи мигрантов кинул бутылку с водой (хотел передать ее другу), но попал в голову мальчику, который оказался русским. Тот долго не думая встал и ударил бросавшего по лицу. Естественно, слезы, сопли и звонок маме, которая прибежала и кричала, что пожалуется во все инстанции, так как в нашей школе процветает национализм. Русские бьют детей-мигрантов!

Я дал ей выговорится, а потом по одному пригласил детей и выяснил, что произошло. Потом опять же мы обсудили этот вопрос, но уже вместе, без мамы ребенка. Мальчишки признали, что оба были не правы, каждый в своем. Извинились друг перед другом.

Когда ребенок-мигрант вышел из кабинета с сияющей улыбкой - мать была в шоке. Она не понимала, что произошло с ее ребенком за какие-то 5 минут. В кабинет он входил ревущим, а сейчас улыбался. После этого ребёнок сам объяснил реальную версию произошедшего, так как до этого он рассказал маме далеко не все. Как итог - конфликт был решен полностью.

Вы можете сказать, что многие родители не приходят разбираться в школу, а сразу пишут жалобы в различные инстанции. Да, пожалуй, это так. Но тогда, поверьте, решением конфликта уже заниматься будет директор школы, разумеется с участием классного руководителя, но он уже здесь мало, что будет делать.

Решить конфликт не получилось, но родители не в курсе.

Хороший психолог способен узнать обо всем, что твориться в душе у ребенка.
Хороший психолог способен узнать обо всем, что твориться в душе у ребенка.

Такое бывает у ребят постарше. Они ссорятся, ругаются, порой, дерутся, но дома об этом не рассказывают, а конфликт при этом тлеет. Если классный руководитель узнал о таком конфликте, но не смог его решить в силу разных обстоятельств, то необходимо обратиться за помощью к школьному психологу. Если в вашей школе этот специалист соответствует высокой квалификации, то скорее всего он решит разногласия детей.

В нашей школе психолог работает с детьми как выборочно, так и точечно. Это значит, что, в принципе, он взаимодействует со всем контингентом в школе, но и отдельно занимается с ребятами из "группы риска". И это дает свои плоды. Агрессии в школе крайне мало, травля или, как это сейчас модно называть - буллинг, отсутствует. В целом школа живет в очень дружелюбной обстановке.

Стоит ли сообщать родителям о конфликте? Я считаю, что дети сами, если захотят, то обо всем расскажут. Да, если никакими способами не удается достичь "мира", то необходимо с родителями связываться и решать эту проблему всем вместе. Но докладывать о каждом инциденте, я считаю лишним.

В заключение...

За 10 лет моей работы в школе бывало всякое, но большую часть конфликтов учителям удалось погасить именно беседами с учащимися. В моем предыдущем классе ссор между ребятами было крайне мало, а если и случались, то они не перерастали в серьезные противостояния. Сейчас у меня новые дети. Приходится учить их взаимодействовать друг с другом, учить их дружить и поддерживать друг друга. И вы знаете, у меня это пока получается! Посмотрим, что будет дальше! На этом я с вами прощаюсь! Спасибо за внимание!

В комментариях пишите, как вы решаете конфликты между детьми. Возможно, у вас есть уникальные методики, которые будут полезны всем. И мне, в том числе!